Логин:  
Пароль:
Беременность и женщина Послеродовой период Новорожденный Детские заболевания Здоровье и красота будущей мамы


Новости
Режим дня ребенка

Режим дня ребенка

Основным условием для спокойного уравновешенного состояния нервной системы ребенка и нормального развития всего детского организма является правильная организация его жизни с момента рождения, иначе говоря, установление для ребенка определенного
05.06.13

Уход за недоношенными детьми

Уход за недоношенными детьми

Недоношенными называют детей, родившихся до истечения 40-недельного срока беременности, имеющих вес от 1000 до 2500 г и рост от 35 до 45—47 см. Причинами преждевременного рождения ребенка чаще всего бывают заболевания матери, физические и
04.06.13


Грудного ребенка надо терпеливо и постепенно приучать пользоваться ложкой и стаканом. Лучше всего начать это обучение с самого раннего возраста. Многие считают, что грудной ребенок еще очень несмышлен и неловок и его надо кормить из соски, а не с ложки или из стакана. Это неверно. Чем меньше ребенок, тем легче приучить его к чему-нибудь. Ребенок постарше труднее поддается обучению, так как у него уже выработались определенные привычки. Чем старше грудной ребенок, тем больше нужно проявлять терпения, чтобы привить ему новые навыки; это часто связано с трудностями, но мать должна быть очень терпелива и ни в коем случае не должна грубо обращаться с ним. Когда мать приучает ребенка есть с ложки, многое зависит от того, как держать ребенка. Во время кормления с ложки ребенка надо брать на руки точно так же, как и при кормлении из бутылочки с соской, только туловище ребенка должно находиться несколько выше и почти в вертикальном положении: так ребенку удобнее глотать. В таком положении следует кормить ребенка до тех пор, пока он не начнет садиться. Кормить ребенка в положении сидя разрешается лишь тогда, когда ребенок уже садится самостоятельно. Грудного ребенка нельзя кормить, положив его на спину, так как в этом случае пища легко может попасть в дыхательные пути и вызвать воспаление легких или даже удушье. Во время кормления нельзя зажимать руки ребенка. Это довольно распространенная ошибка. Руки у ребенка должны быть свободными. С самого начала не нужно забывать, что ребенку придется учиться есть самостоятельно, и чем раньше он привыкнет к самостоятельности, тем лучше и для него и для матери. Но как яге он научится есть самостоятельно, если ему не дают пользоваться руками при приеме пищи. Возможно, что в первые месяцы это очень удобно для матери, и ребенок не очень сопротивляется, если прижать ему руки, но в конечном итоге, когда приходит время ребенку есть самостоятельно, он оказывается настолько не подготовленным к самостоятельности, что даже не делает попыток взять ложку в руки и, более того, отталкивает мать, подающую ему ложку. Кормить с ложки надо осторожно. Если быстро ввести ложку в рот, у ребенка начнутся рвотные движения и на некоторое время придется прекратить кормление с ложки, так как ребенок будет отталкивать ее, как только увидит, что ложку подносят ко рту. С ложки можно давать только кашицеобразную пищу, ко вкусу которой ребенок привык и которую принимает охотно. Когда ребенок уже начал следить взором за различными предметами, надо показать ему пищу и произнести не только ее название, но и название сосуда и ложки, привлекая внимание ребенка словами: «Вот мисочка с яблочком», «Сейчас принесу ложку» и т. д. Во время кормления не надо поворачивать голову ребенка в сторону ложки с пищей, а если ребенок отворачивается от пищи, не нужно вкладывать ему пищу в рот. Надо уговорить его повернуть голову в нужном направлении. Если ребенок не понимает или не выполняет просьбы матери, надо поднести ложку так, чтобы она попала в поле зрения ребенка, С тех пор как ребенок начал обращать внимание на окружающие предметы и следить за их передвижением, надо давать ему ложку с пищей только тогда, когда он следит за ней и тянется к ней. Если таким образом приучать ребенка, то он очень быстро усвоит, что ему надо раскрыть рот при виде ложки с пищей. Как только ребенок усвоит это, ему уже нельзя пытаться давать пищу до того, как он сам откоет рот. Соблюдая это правило, матери легче заметить, нравится ли ребенку данная пища или нет, хочется ему еще есть или оп уже сыт.


Питание детей первого года жизниКогда малыш появляется на свет, счастливые и любящие родители сразу стремятся обеспечить ему полноценное питание, чтобы он рос здоровым и счастливым. Но тут же возникает множество вопросов и сомнений: бабушка советует одно, педиатр другое, а соседка, мать троих детей, - третье. Когда-то детские врачи в один голос советовали кормить детей строго по часам, а теперь все ратуют за кормление по требованию. Еще совсем недавно была популярна точка зрения, что ночью желудок ребенка должен отдыхать, а сегодня доказано, что ночные кормления просто необходимы как для ребенка, так и для мамы. Чтобы облегчить жизнь родителям, мы обратились в Институт питания РАМН с наиболее частыми вопросами о питании грудничков. На наши вопросы отвечает руководитель отдела детского питания Института питания РАМН, доктор медицинских наук, профессор Игорь Яковлевич Конь. - Игорь Яковлевич, один из наиболее частых и спорных вопросов сегодня - вопрос о продолжительности естественного вскармливания. До какого месяца нужно кормить грудью? - Если говорить об идеальных сроках, то до года, и даже до 1,5 лет. Но, к сожалению, далеко не каждая женщине удается кормить ребенка так долго. По статистике, в России до 60% детей уже в 3-4 месяца оказываются лишенными материнского молока. Результат далек от идеала. Можно поэтому сказать, что необходимая для здоровья ребенка минимальная продолжительность естественного вскармливания - до 4-6 месяцев. Если есть возможность, то есть молока достаточно, условия жизни позволяют, то, безусловно, лучше кормить и дольше. Причем лучше не только для ребенка, но и для самой матери, для ее здоровья и самочуствия. - Но, говорят, что на каком-то этапе грудное молоко теряет свои уникальные свойства и поэтому кормить им ребенка становится бесполезно? - Это хорошее оправдание для женщин, которые не хотят долго кормить. Да, со временем роль защитных свойств молока уменьшается – у ребенка формируется собственный иммунитет. Но это совершенно не означает, что снижается ценность естественного вскармливания. Не надо забывать, что помимо защитной функции важнейшее назначение молока – это питание, т.е. обеспечение ребенка всеми пищевыми веществами, витаминами и микроэлементами, более того, само прикладывание к груди тоже очень важно для малыша. Есть исследования, подтверждающие ценность даже эпизодических кормлений грудью ребенка второго года жизни, т.к. это дарит ребенку не только питание, а еще и чувство покоя, безопасности и уверенности в маминой любви. - В последнее время мамы часто выходят на работу, едва успев родить. Соответственно, прикладывать ребенка к груди днем не представляется возможным. Можно ли регулярно кормить ребенка сцеженным молоком? В любом случае материнское молоко, пусть даже и сцеженное, лучше, чем искусственная смесь. Поэтому если женщина весь день на работе, то сцеживание – неплохой вариант вскармливания малыша. Тем более, что молоко при хранении достаточно хорошо сохраняет свои свойства: в холодильнике – сутки, а в морозильной камере - до 3 месяцев. При комнатной температуре оно хранится до 8 часов, в холодильнике - 3 дня, а в морозильной камере - до 3 месяцев. Обязательно хранить молоко в специальных контейнерах, а лучше - в одноразовых стерильных полиэтиленовых пакетах. Размораживать молоко нужно только на водяной бане, следя за тем, чтобы его температура не поднималась выше 36,6 градусов - иначе разрушаются ферменты и уничтожаются иммунные свойства. Нельзя разогревать в микроволновой печи и повторно замораживать. В общем-то, правила нехитрые, а польза для ребенка большая. - Получается, даже отсутствие свободного времени не может служить оправданием для отказа от естественного кормления. А что если ребенок сам отказывается от груди? - Если ребенок сам отказывается от вкусного материнского молока и от радости, которую доставляет контакт с матерью, значит, есть какие-то серьезные причины, которые портят ему все удовольствие. Возможно, мама просто неправильно сидит или держит малыша, отчего он испытывает дискомфорт. Либо ребенок неправильно захватил сосок и заглатывает воздух вместе с молоком. У мамы может быть избыток молока, и тогда оно течет слишком быстро, а малыш захлебывается, не успевает глотать. Также причиной может стать кормление по часам, а не по требованию ребенка, прорезывание зубов. Не менее значим вкус и запах материнского молока - вряд ли ребенку понравится, если мама начнет кормить его после того, как наестся чеснока или лука, к примеру. Отпугнуть ребенка от груди может также запах различных лекарственных препаратов, которыми женщина смазывает грудь. Например, некоторые врачи советуют для профилактики воспаления применять антисептики, сок алоэ, пчелиный воск. Делать этого не надо. Само молоко обладает дезинфицирующими свойствами. До и после кормления следует сцедить каплю молока и смочить ею кожу вокруг соска. Кроме того, часто дети наотрез отказываются сосать грудь, попробовав молоко из бутылочки, - ведь из соски пить гораздо легче. Можно попробовать дать малышу немного проголодаться, а потом предложить грудь. Если скандалы продолжаются, то тут уж ничего не поделаешь - придется сцеживать молоко в бутылку и кормить так. Хотя все-таки бутылочка для ребенка не самый лучший выбор. - Почему? - Когда ребенок сосет грудь, ему приходится прикладывать усилия, чтобы насытиться, и это не случайно. У большинства детей при рождении нижняя челюсть несколько меньше верхней. И чтобы их размеры выровнялись, необходимо довольно напряженное сосание, при котором нижняя челюсть выдвигается вперед. Это как раз и обеспечивается при естественном кормлении. Полезно даже частично сцедить грудь, если у матери много молока и от ребенка не требуется особых усилий. Когда же без соски не обойтись, то лучше всего, если она будет упругой, короткой, с несколькими маленькими отверстиями - такими, чтобы после опрокидывания бутылочки молоко вытекало каплями. Во время кормления из бутылочки ребенок должен трудиться, вытягивая челюсти. Бутылочку следует держать так, чтобы она не оказывала давления на челюсти ребенка. - Бывает, что кормящая женщина простужается, у нее повышается температура, болит горло. Можно ли продолжать кормить - ведь ребенок может заразиться через материнское молоко? - Продолжать кормить обязательно нужно. Дело в том, что к тому времени, когда у матери только начинают проявляться симптомы простуды, ребенок уже успел получить с молоком сам возбудитель болезни, а также готовые антитела к нему. Сцеживать и кипятить молоко не надо, так как при этом разрушается не только вирус, но и все защитные факторы - а, как мы помним, ребенок уже заразился, и теперь ему необходима именно защита, а не профилактика. Материнское молоко как раз и обеспечивает полноценную иммунную защиту от инфекции, а также от возможных сопутствующих осложнений. Кстати, это относится не только к банальному ОРЗ, но и к большинству инфекционных заболеваний (грипп, свинка, стафилококк, стрептококк, пиелонефрит, мастит и др.) - Но ведь матери надо лечиться, то есть принимать лекарства. Значит, все-таки надо прервать кормление грудью? - Совсем нет. Прерывание лактации показано в очень редких случаях, когда нельзя найти препарат, совместимый с кормлением грудью. Однако чаще всего найти такое лекарство можно. Есть даже антибиотики, прием которых не вредит здоровью ребенка. - Может ли у ребенка возникнуть аллергия на материнское молоко? - Такие случаи редки. Ведь самой природой предусматривается, чтобы материнское молоко максимально подходило малышу. Существуют даже результаты исследований, которые показывают, что молоко создается именно «под конкретного ребенка». Так что если у ребенка-естественника появились какие-то покраснения на коже, то, скорее всего, дело не непосредственно в молоке. Часто причина кроется в веществах, которые попали в него после того, как мама съела что-нибудь «неправильное». То есть продукты, обладающие высокой способностью вызывать аллергию. Я бы посоветовал в таких случаях повнимательнее отнестись к своей диете, исключить «сомнительные» продукты из рациона, и, если через несколько дней симптомы не исчезнут, то надо обратиться к врачу. - Частый вопрос, который интересует мам: поить или не поить малыша? - При грудном вскармливании крайне важно исключить допаивание ребенка водой или другой жидкостью. Грудное молоко содержит 80-90% воды и при достаточном уровне лактации полностью удовлетворяет потребность ребенка в жидкости. Важно знать, что допаивание младенца может создавать ложное чувство насыщения, потому что центры жажды и сытости в мозгу грудничка практически совпадают. Ребенок думает, что сыт и отказывается от груди, что в результате может привести к потере веса. Если же ребенок, наоборот, весит слишком много для своего возраста, то эта проблема решается не допаиванием, а другими методами, например, сокращением продолжительности кормлений и увеличения их частоты и др. Да и редкий ребенок будет пить воду после молока - не вливать же ее насильно! Что же касается искусственного вскармливания, то здесь все зависит от типа смеси и индивидуальных особенностей ребенка, так что поить или не поить - решает только лечащий врач. - А как специалисты относятся к ночному кормлению? - Есть многочисленные наблюдения, доказывать, что ночные кормления являются прекрасным средством поддержания лактации. Это объясняется тем, что ночью в гипофизе вырабатывается больше пролактина - основного гормона, стимулирующего выработку молока. Для ночных кормлений удобно брать ребенка в постель, чтобы он мог сосать грудь во время сна. Кстати, для ребенка совершенно безопасно спать рядом с матерью. Она чутко реагирует на своего малыша, на любое его шевеление или звук. Мать может продолжать спать под резкий звук будильника, но малейший писк ребенка тотчас заставит ее проснуться. Лечь на малыша во сне она может только в том случае, если серьезно больна, приняла снотворное или находится в состоянии опьянения. - Сколько должно продолжаться одно кормление? - Ограничивать длительность кормления не надо - пусть ребенок сосет грудь, сколько хочет. Иначе он может не насытиться, поскольку не получит «последнего» молока, которое необходимо ему для нормального роста, поскольку содержит в два раза больше жира, чем начальная и средняя порция молока. Это особенно актуально в случае с «ленивыми» малышами, которые сосут очень медленно - 30 и более минут. Отказывать ребенку ни в коем случае не стоит. - А не может ли длительное кормление привести к воспалению сосков и трещинам? - Это заблуждение. Подобные неприятности возникают в том случае, когда малыш неправильно захватил сосок. Обычно это сопровождается довольно болезненными ощущениями, воспалением, которое может перерасти в трещину. Терпеть боль нельзя, надо прервать кормление и обеспечить правильный захват - такой, при котором во рту ребенка находится не только сосок, но и часть ареолы. Также при правильном сосании щечки ребенка круглые, без ямочек. Не следует отнимать грудь, с усилием вытаскивая ее изо рта ребенка, - так можно повредить сосок. Нужно вставить мизинец в уголок рта ребенка - и он сам легко отпустит грудь. Если сосание происходит правильно, то приносит только удовольствие малышу и маме. - Что делать, если ребенок просит есть слишком уж часто? Нельзя ли его перекормить? К сожалению, можно. Поэтому очень важно понять – почему плачет малыш. Ведь малыш может кричать по самым разным причинам, не обязательно от голода. Если он недавно поел, не срыгнул, пеленки сухие, то, возможно, ему просто хочется порции общения, материнского тепла, а совсем не молока. Или его беспокоят кишечные колики - довольно частая проблема у грудничков, или ему жарко или наоборот холодно. Матери обязательно нужно научиться дифференцировать крик своего ребенка, понимать его. С опытом это приходит. - А как кричит ребенок, у которого кишечные колики? Обычно это затяжной плач, остановить который не помогают ни укачивания, ни ласки. Колики - это очень неприятное для малыша состояние - в кишечнике скапливаются газы, растягивают его, причиняя боль. Но помимо крика есть и другие симптомы: животик при коликах тугой, как будто надутый. Очень важно облегчить мучения ребенка. - Как это сделать? При естественном вскармливании необходимо в первую очередь обеспечить адекватный состав женского молока. Кормящая мать должна исключить из рациона продукты с высоким содержанием лактозы. То есть если мама постоянно употребляет молоко или, к примеру, мороженое, то это может получить одной из причин развития колик. Чтобы этого не произошло, необходимо заменить молоко кисломолочными продуктами. Не следует употреблять продукты, богатые крахмалом, а также вызывающие упорное газообразование в кишечнике. Это картофель, бананы, орехи, виноград, капуста, редис, редька и др. Кроме того, надо исключить продукты с высокой способностью вызывать аллергию. Если эти методы не подействовали, необходимо дополнительное обследование ребенка для выяснения причин колик. При искусственном вскармливании очень важно подобрать смесь, соответствующую пищеварительным особенностям ребенка. Часто на одинаковые по составу смеси может быть разная реакция. Если ребенок страдает коликами, надо попробовать постепенно перевести его на другую смесь, возможно, его состояние улучшится. Возможно, ребенок просто получает слишком большое количество смеси, что затрудняет пищеварение. Так что если ваш ребенок искусственник, отмеряйте объемы строго в соответствии с его возрастом и рекомендациями педиатра. - Сейчас много споров о сроках введения прикорма. Когда лучше начинать? При достаточной лактации вводить прикорм надо не ранее 3-4 месяцев. До этого возраста ребенок просто физиологически не подготовлен к усвоению чего-то кроме женского молока или его заменителей. Помимо этого, слишком ранний прикорм может снижать частоту и интенсивность сосания, а значит, и выработку молока. В то время как он должен не замещать, а дополнять молоко. Также нежелателен поздний прикорм - то есть позднее 6-7 месяцев. Ребенку будет сложнее адаптироваться к пище иной консистенции, чем молоко. Но, конечно, надо учитывать, что все это средние цифры. Всегда следует принимать во внимание индивидуальные особенности ребенка: скорость его роста, масса и длина тела, аппетит и др. Поэтому я бы рекомендовал посоветоваться с врачом, который наблюдает ребенка с рождения. Это поможет избежать многих проблем и серьезно облегчит жизнь малышу и его родителям. Материал предоставлен Институтом питания ДАНОН


Опасность нагрева пластиковых бутылочекПотребление напитков из пластиковых бутылок более чем на две трети повышает содержание в организме химиката, влияющего на половые гормоны, пишет Daily Mail. Бисфенол А, который сам по себе напоминает женский гормон эстроген, применяется в производстве упаковок и баночек для продуктов и напитков, а также детских бутылочек. Исследование ученых Гарвардской школы общественного здравоохранения (HSPH) показало, что содержание бисфенола А в моче испытуемых, в течение недели пивших все напитки из пластиковых бутылок, увеличилось на 69%. Нагревание пластиковых бутылочек, что делают родители, когда хотят согреть молоко для своих детей, приводит к проникновению химиката в жидкое содержимое в опасных количествах. "Это вызывает беспокойство, так как дети могут оказаться особенно восприимчивыми к бисфенолу А, который способен привести к нарушению работы гормональных желез", - отмечает доцент кафедры эпидемиологии HSPH и Гарвардской медицинской школы Карин Х. Мичелс. Предыдущие исследования показали, что высокий уровень потребления бисфенола А ведет к врожденным дефектам, к проблемам роста и к повышению риска заболеваний сердца и диабета, пишет автор статьи Дженни Хоуп.


Для детей создаются детские смеси, чей состав приближен по составу к грудному молоку. Для ребенка первого года жизни требуются такие смеси. Животные жиры при приготовлении детского питания полностью меняют на смесь природных растительных масел. Детей часто кормят смесями с пальмовым маслом. В ходе проведенных исследований выяснилось, что на минерализацию костей отрицательно влияет пальмовое масло, которая находится в составе молочных смесей. Ученые выяснили, что у детей употреблявших в пищу смеси без пальмового масла регулярнее был стул, чем у тех детей, которые употребляли смеси с пальмовым маслом. К грудному молоку значительно приближены детские смеси, которые изготавливаются по новым технологиям. Для ребенка более всего подходящими являются молочные смеси без добавок. Современные смеси по составу схожи с женским молоком, обеспечивающие малышу все необходимое для развития и роста. Для детей следует подбирать смеси, в состав которых входят натуральные компоненты. Детям необходимы питательные смеси, в которых содержится достаточное количество витаминов. Малышам необходима питательная смесь, которых сейчас в продаже достаточное количество. В интернет-магазине есть большой выбор качественных товаров для детей. В продаже есть красивые детские платья для девочек, костюмчики для девочек, наборы для детей. Для детей можно выбрать качественные товары.


На правах рекламы Приготовлено с любовью Каждая мама думает о здоровье своего малыша. Она хочет знать наверняка, что содержится в детском питании, которое она дает крохе, прошло ли оно экспертную оценку и так ли полезно на самом деле, как говорят производители. При производстве пюре и соков GERBER® мы уделяем огромное внимание качеству своей продукции, регулярно проверяя ее на соответствие самым строгим требованиям, существующим в категории детского питания. Ведь мы производим питание для своих детей и делаем это с любовью и удовольствием. Мы контролируем не только чистоту рецептур, но и качество и безопасность используемого сырья, начиная с фермы или поля, на котором оно выращивается. Поставщики GERBER®: кто они? Мы очень ответственно подходим к выбору поставщиков для детского питания GERBER®. С некоторыми из них мы работаем уже в третьем поколении, и они точно знают историю каждого своего поля, сада и урожая! Узнай больше о наших поставщиках Как мы следим за качеством урожаев? Выбирая продукты для своей семьи, ты оцениваешь внешний вид, аромат, свежесть продуктов, а мы проверяем фрукты и овощи для производства пюре GERBER® по 500 параметрам Узнай больше о том, как мы выращиваем фрукты и овощи для пюре GERBER® Как мы готовим наши пюре и соки? Мы готовим наше питание по особой технологии, благодаря которой уничтожаются все вредные микробы, но при этом сохраняется вкус и питательность продуктов. Пюре GerberДетское питание GERBER® готовится в асептических условиях. Ведь продукты для малышей должны быть абсолютно безопасными! Благодаря особому способу приготовления «Натурально и полезно» мы сумели сохранить всю пользу, вкус и аромат овощей и фруктов в баночках GERBER®. Основываясь на наших знаниях и исследованиях, мы подобрали для каждого вида овощей и фруктов свой режим тепловой обработки при оптимальной температуре, необходимой для уничтожения бактерий в той или иной сельскохозяйственной культуре. Это позволяет уничтожать все вредные микроорганизмы, сохраняя при этом вкус и питательность продуктов. При разработке новых продуктов мы не только учитываем советы педиатров, диетологов и других специалистов в области детского питания, но и прислушиваемся к мнению мам. Ведь мама – признанный эксперт во всем, что касается малыша! Очень часто в процессе создания новых пюре и соков мы готовим по нескольку тестовых продуктов с разными оттенками вкуса и представляем их на строгий суд мам. Впоследствии мы выбираем самый лучший из них для производства. Как мы добиваемся герметичности наших продуктов? Упаковка GERBER® делается из закаленного стекла. Это дает нам возможность применять такие методы тепловой обработки, которые уничтожают вредные микробы. Каждая крышечка GERBER® снабжена специальным выступом - показателем герметичности. При первом открывании крышки раздается характерный «щелчок». Как мы заботимся о здоровье малышей? Мы знаем, как сделать так, чтобы у вашего малыша сформировались правильные вкусовые пристрастия. Знаете ли вы, что будущие вкусовые пристрастия крохи закладываются в первый год жизни? Вот почему так важно, чтобы малыш получал продукты из натуральных ингредиентов. Здоровое питание в детстве - это залог правильных привычек питания в будущем! Постоянные исследования в области детского питания помогают нам изготавливать пюре и соки, сбалансированные по составу, консистенции и пищевой ценности, идеально подходящие для кормления самых маленьких детей*. Фрукты, овощи, мясо и молоко - вот натуральные ингредиенты, из которых мы создаем детское питание GERBER®. GERBER® не содержит генетически модифицированных продуктов, консервантов, красителей, стабилизаторов, усилителей вкуса и аромата, как того требуют строгие нормы , установленные для детского питания. Мы уделяем особое внимание качеству ингредиентов и чистоте рецептур. Специалисты GERBER®следуют последним разработкам в области детского питания, постоянно совершенствуют технологии приготовления пюре и соков и привлекают к сотрудничеству ведущих экспертов и врачей. Ведь мы производим питание для наших детей, а это огромная ответственность и почетная задача! *ВОЗ рекомендует исключительное грудное вскармливание в первые шесть месяцев и последующее введение прикорма при продолжении грудного вскармливания. GERBER® поддерживает данную рекомендацию. Проконсультируйтесь с педиатром, когда вводить в рацион вашего ребенка продукты первого прикорма.


В возрасте 9—12 месяцев ребенок начинает заигрывать во время купания. Помыв одну руку, мать говорит ему: «А сейчас дай вторую ручку»; громко смеясь, ребенок протягивает только что помытую ручку. Эта игра повторяется с каждой конечностью. Как только мать завернет ребенка в полотенце, он сбрасывает его с себя и спокойно дожидается, чтобы мать снова завернула его. Во время пеленания ребенок лежит неподвижно и спокойно, вдруг с веселым смехом сбрасывает с себя пеленки, и пеленание можно начинать сначала. Ребенок начинает проявлять интерес к игрушкам, знакомится с вещами. В ванночке разбрызгивает воду, хватает губку и не хочет выпускать ее из рук. В этом возрасте ребенок не боится изменения положения тела. Мгновенно ложится на живот, схватив попутно щетку, расческу и все, что попадется под руку. Достав желанную «добычу», ложится на спину и внимательно изучает вещь. Ребенок изучает не только различные вещи: он старается поймать ручонкой лицо или волосы матери, наклонившейся над ним. Ребенок хорошо переносит все процедуры, связанные с купанием. Более того, если мать почему-то прервала купание, ребенок прекращает резвиться в ванночке и выжидающе смотрит на мать, словно требуя продолжения купания. В этом возрасте ребенок купается охотно и резвится. Нередко сопротивляется, когда мать хочет вынуть его из ванночки. Надо соблюдать последовательность купания, разрешая ребенку играть и резвиться в ванночке. Взрослые могут принимать участие в этой игре, но с самого начала не надо разрешать ребенку делать то, чего не положено. Нельзя разрешать ему брать в руки стеклянные и острые предметы, мазь и т. д. Если ребенок очень подвижный и любой ценой стремится взять в руки подобные предметы ухода, то их лучше держать на подносе па высоком, недосягаемом для ребенка стуле. Если ребенок все же взял какую-нибудь вещь, которую ему нельзя брать, надо ее отобрать спокойно или предложить ему взамен другую, безопасную вещь. Ребенку надо разрешать брать в руки любой предмет, не представляющий опасности для него. Таким образом ребенок знакомится с вещами и предметами. Надо называть вещи и объяснять ребенку их предназначение, приучая его постепенно пользоваться ими. Со временем ребенок начнет пользоваться расческой и щеткой для волос, намыливаться, пользуясь губкой или перчаткой для купания. Не беда, если ребенок бросит на пол ту или иную вещь. Мать должна дать ему обратно, объяснив, что «в эту игру уже играли», что она уже устала сгибаться и т. д. Если ребенок и после этого бросает вещь, не надо больше давать ее, даже если ребенок заплачет из-за этого. Временно можно изменить порядок купания, если ребенок начал вставать. Ему хочется любой ценой встать, даже в панночке. В таком случае не надо строго придерживаться установленного порядка при купании. Не надо сплои заставлять его сесть, можно выкупать его и стоя, поливая на него из лейки. Через некоторое время ребенок снова будет послушно садиться во время кутания. В возрасте около 2 лет ребенок становится все более ловким и самостоятельным. Часто возражает против того, чтобы взрослые купали его, причесывали. Ему хочется все это делать самому. В таких случаях мать должна проявить большую выдержку и терпение. Ребенок, пока еще неловкий, мешает матери, но если ему дать почувствовать это, то он обижается и становится пассивным. Нельзя проявлять нетерпение при первых неловких попытках ребенка и отбивать ему охоту «помогать». Правда, ребенок разбрызгивает воду, бросает мыло в воду во время купания, а если моет руку или лицо самостоятельно в течение дня, то вода попадает за рукава рубашки, а иногда и в штанишки, в довершение всего ребенок остается неумытым. Не ругайте ребенка за это, а покажите ему терпеливо, как это нужно делать. Ребенок каждый день делает новые успехи, за которыми мать должна внимательно следить. Если ребенку что-то не удается, его надо подбодрить, а если удается — похвалить. В первое время ребенку надо много помогать в его действиях, только делать это надо тактично. Всегда надо указывать ребенку, что то или иное действие уже удается ему значительно лучше; ни в коем случае его нельзя упрекать за неловкость. В возрасте 3 лет ребенок самостоятельно моет руки и лицо, чистит зубы и т. д. Все это делает очень охотно, радуется и гордится своей самостоятельностью. Ребенка не надо принуждать делать все это, а предоставить ему самостоятельность в нужное время, когда у него возникнет желание самостоятельно действовать. Нельзя допустить, чтобы любое из этих действий являлось, принуждением для маленького ребенка; надо помочь ему, если он устал или в плохом настроении.


Осторожно, ранний прикорм!Конечно, каждой маме хочется дать своему малышу все самое вкусное и полезное. Именно поэтому родители начинают потчевать своего кроху соками и разнообразными «пюрешками» чуть ли не с месяца. Но ранний прикорм таит в себе много опасностей для здоровья малыша. Природою создан уникальный продукт для вскармливания новорожденных детей - грудное молоко. Оно полностью удовлетворяет потребности новорожденных в питании. И что немаловажно, организм новорожденного очень хорошо приспособлен для усвоения грудного молока. Но ребенок растет и приходит момент, когда подросшему малышу уже нехватает питательных веществ грудного молока, и его уже нужно приобщать к пище "взрослых". Иными словами вводить прикорм - новые для грудного ребенка продукты, которые постепенно заменяют кормление грудным молоком или молочной смесью. Когда? Специалисты в области детского питания и педиатры считают, что прикорм нужно вводить в возрасте 4-6 месяцев. Многие научные исследования, а также большой практический опыт,накопленный к настоящему времени по вопросам детского питания, позволили достаточно четко обосновать эти рекомендации. Именно в этом возрасте питание только грудным молоком уже перестает полностью удовлетворять потребности ребенка, и, примерно, к этому возрасту начинают созревать многие функции организма, участвующие в усвоении новых продуктов питания. Так к 3-4 месяцам повышается выработка соляной кислоты в желудке, активизируются пищеварительные ферменты. В этом же возрасте уменьшается проницаемость слизистой кишечника для крупных молекул, которые могут вызывать аллергические реакции, увеличивается выработка местных иммунных факторов защиты. К 4-5 месяцам у ребенка появляется готовность к жевательным движениям и приему пищи с ложки, постепенно угасает рефлекс "выталкивания" густой пищи языком, созревают механизмы, обеспечивающие глотание густой пищи. В связи с этим ясно, что до 4-х месяцев организм ребенка просто не готов для усвоения другой пищи кроме грудного молока (или молочной смеси), да она ему, в большинстве случаев, и не нужна. Достаточно часто раннее введение прикорма (в 3-4 месяца) вызывает неблагоприятные реакции со стороны физиологически неготового организма ребенка. Наиболее часто наблюдаются дисфункции желудочно-кишечного тракта в виде болей в животе, кишечных колик, срыгиваний, рвоты и расстройства стула. Хорошо, если эти реакции будут кратковременными и нетяжелыми. Но бывают ситуации, когда ранний прикорм (особенно при несоблюдении правил его введения) провоцирует серьезный срыв пищеварительной системы, и тогда ребенку потребуется довольно длительное время для восстановления нарушенных функций, и необходимо будет лечение. Другим частым осложнением раннего введения прикорма является возникновение аллергии. Ее развитию способствуют высокая проницаемость кишечной стенки для крупных молекул, незрелость пищеварительных ферментов и иммунной системы. В ряде случаев аллергическая реакция бывает нетяжелая и кратковременная в виде кожной сыпи. Но иногда раннее введение нового продукта провоцирует развитие длительно текущих и трудно поддающихся лечению аллергических заболеваний, например, атопического дерматита – хронического воспаления кожи аллергической природы, бронхиальной астмы и др. Аллергия вызывает целый комплекс текущих неблагоприятных процессов в организме ребенка. Особенно страдает незрелая иммунная система, имеющая очень важные функции в организме: она отличает свои клетки от чужих, формирует приспособление организма к пище и среде обитания, защищает организм от поврежденных и опухолевых клеток и от инфекций. При ранних аллергических реакциях нарушается правильное созревание иммунной системы, и в последствии возможны склонность к аллергическим заболеваниям и частые инфекции. Если у ребенка еще не созрели механизмы глотания густой пищи, то он можетей подавиться, могут возникнуть срыгивания, рвота, отрицательное отношение малыша к кормлению, а также есть опасность вдыхания такой пищи. Раннее введение прикорма при грудном вскармливании уменьшает частоту грудных кормлений, что приводит к уменьшению лактации у матери и может вызвать прекращение грудного вскармливания. Есть и отдаленные последствия раннего введения прикорма. Ранний прикорм создает повышенную нагрузку на незрелые органы ребенка, особенно желудочно-кишечный тракт, печень и почки. И в будущем, когда малыш уже подрастет, эти органы оказываются более слабыми и уязвимыми к неблагоприятным воздействиям. Например, слабость желудочно-кишечного тракта может проявляться в дошкольном возрасте болями в животе, рвотами и расстройствами стула, а в школьном возрасте уже возможно развитие воспалительных процессов в желудке и кишечнике (гастродуодениты, колиты). Таким образом, первый прикорм нужно вводить в благоприятные для этого сроки. Индивидуальный подход И, конечно, очень важно для решения вопроса о сроках введения первого прикорма учитывать индивидуальные особенности ребенка. Дети рождаются разными (доношенные, недоношенные, с разной массой и ростом и т.д.), они очень по-разному растут и развиваются, имеют разное питание(грудное, искусственное, смешанное), также и состав грудного молока у женщин различается. Одному ребенку целесообразно вводить прикорм с 4-хмесяцев, а другому лучше подождать до 6-и. Например, если мама полноценно питается, а ребенок находится на грудном вскармливании и хорошо развивается, то прикорм можно ввести с 6-и месяцев. Также детям, имеющим наследственную отягощенность по аллергии, с введением прикорма торопиться не следует. В другом случае, если ребенок находится на искусственном вскармливании и плохо прибавляет в массе, то прикорм можно ввести раньше -с 4-х месяцев. Конечно, всех индивидуальных случаев не перечислить, поэтому в каждой конкретной ситуации мама должна посоветоваться с врачом. Сок – в первую очередь? В нашей стране действуют методические рекомендации МЗ РФ от 1999 г., согласно которым первыми в рацион ребенка должны вводиться фруктовые соки с 3-х месячного возраста. Однако накопленный практический опыт за последние годы вносит свои коррективы по данному вопросу и не позволяет столь же однозначно высказываться в пользу такого раннего введения соков. Возможно, в будущем эти рекомендации будут пересмотрены. На практике раннее назначение соков часто вызывает нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта. А если ребенок страдает от кишечных колик, имеет срыгивания или неустойчивый стул, то с введением соков вообще стоит подождать, их можно ввести и на 2-м полугодии жизни, после овощного пюре и каши. Так же раннее введение соков не рекомендуется детям со склонностью к аллергии, в том числе и с наследственной отягощенностью по аллергии. Грудничкам, которым прикорм вводится с 6-и месяцев лучше начинать не с соков, а с овощного пюре или каши - как более питательно ценных продуктов, которые, кроме того, способствуют развитию жевания и глотания густой пищи. Рекомендация по раннему введению соков, базируется на том основании, что соки легче принимаются детьми (можно дать через соску), подготавливают систему пищеварения к введению основного прикорма, содержат витамины и микроэлементы. Однако часто соки действуют раздражающе на незрелый желудочно-кишечный тракт ребенка. А то количество витаминов и микроэлементов, которое может усвоить ребенок из сока, достаточно мало. Таким образом, в большинстве случаев, большой ценности раннее (с 3-хмесяцев) назначение сока не имеет, зато часто может привести к срыву пищеварительной системы или аллергической реакции. Правила введения прикорма Прикорм вводят осторожно, начинают с ¼ чайной ложки, затем постепенно, в течение 7-10 дней увеличивают количество прикорма до возрастной нормы. В течение этих 7-10 дней больше никаких новых продуктов малышу не дают. Начинают введение прикорма с монокомпонентных продуктов. Марина Нароган педиатр, канд. мед. наук, ГУ Научный центр здоровья детей РАМН


В медицине нельзя говорить всегда о 100% необходимости чего-либо. Следует придерживаться определенных базовых принципов, которые в ряде случаев могут закрепляться в виде протоколов, руководств и т.п. В настоящее время как российские, так и зарубежные авторы считают, что прикорм необходимо и можно вводить младенцу в определенный возрастной промежуток (в целом с 4 до 8 месяцев). При этом для здоровых детей следует придерживаться рекомендаций ВОЗ – введение прикорма с 6 месяцев (точнее, с 26 недель). В то же время, многие родители не видят ничего «страшного», если ввести ребенку на 1-2 месяца раньше какой-либо продукт. Например, врач говорит вводить прикорм в 4 месяца, а родители начинают предлагать ребенку различные соки-фрукты (бытует мнение, что это является российской традицией) месяца в 2-3. Если же мам настраивать на введение прикормов в 6 месяцев, то больше вероятность того, что они введут новые продукты хотя бы после 4 месяцев. Также следует помнить, что более раннее необоснованное введение любой дополнительной пищи ребенку может способствовать сокращению длительности лактации. Соответственно, рекомендуя вводить прикормы в 4-6 месяцев (если еще и учитывать вероятность самовольного более раннего введения со стороны родителей), будет достаточно сложно достичь длительности лактации в 1-1,5 года (рекомендуемой в России) и, тем более, 2 лет (рекомендации ВОЗ). Данную позицию мы показали в нашей работе. Нами была опрошена 841 женщина, которая какое-то время кормила ребенка грудью. Всех разбили на 3 группы по срокам введения любой дополнительной пищи – ввели до 4 месяцев, в возрасте 4-5 месяцев и в 6-8 месяцев. Оказалось, что в первой группе длительность лактации была 5 месяцев, во второй 12 месяцев и в третьей 16 месяцев. Различия были статистически значимыми. Поэтому достаточно сложно в перспективе предположить, что российские женщины, при рекомендациях вводить прикорм в 4-6 месяцев, будут кормить 2 и более года. ВОЗ к рекомендациям "с 6 месяцев" шла достаточно долго. Данный возраст обосновывался различным исследованиями - это ведь достаточно серьезный шаг. Только через 7 лет после начала исследований (в 2002 году) ВОЗ приняла эти рекомендации. В России пока сохраняются рекомендации о введении прикорма в 4-6 месяцев, начиная с каши или овощей. Как же предполагают увеличивать частоту и длительность ГВ в России, если в рекомендациях по срокам введения прикорма уже программируется более раннее прекращение лактации? По поводу индивидуальных сроков. Как я уже выше написал, - нет в медицине ничего 100%. Всегда идут колебания, они стандартно составляют 5%. То есть, вполне возможно, что до 75-95% детей могут получать прикорм с 6 месяцев, а остальные чуть раньше или чуть позже. Но к этому мы придем только тогда, когда признаемся, что в России не 95% детей больных, а гораздо меньше. Причем, возможно, оставшиеся не настолько больные, чтобы вводить прикорм в 4 месяца. Срок 6 месяцев должен быть средним сроком, когда вводить ребенку прикорм. Есть дети, которые в возрасте 4-5 месяцев начинают плохо прибавлять. Таким, наверное, рациональнее будет ввести кашу, чем смесь. В идеальной ситуации желательно предварительно попытаться восстановить лактацию. Вводя в качестве дополнительно питания кашу (=прикорм), мама исключит введение в рацион смеси, на которой риск аллергии и/или сокращения лактации выше. Другие дети прибавляют по 600-1500 г до 6 месяцев. Зачем таким давать прикорм в 4-6 месяцев? Поэтому не нужно так жестко и безальтернативно относиться к цифре 6 месяцев. НО! Она должна стать целью для БОЛЬШИНСТВА детей, а не в качестве исключения. Для детей на искусственном вскармливании должны быть аналогичные рекомендации. Если все производители говорят о высоком качестве смеси, так неужели дети, получающие их, в 4 месяца могут иметь дефицит каких-либо веществ? Я думаю, есть еще одна причина, по которой долго сроки введения прикорма не сдвинут. Представьте, сколько потеряют фирмы на баночках и коробочках, если вдруг вся Россия разом не будет их покупать в 3-4 месяца, а начнет покупать только в 6 месяцев? Яков Яковлев, член медицинского совета АКЕВ, кандидат медицинских наук, врач высшей категории, заведующий педиатрическим отделением ГДКБ №4 (г. Новокузнецк)


Не следует относить желтуху новорожденных к болезням; ее принято рассматривать скорее как пограничное состояние между нормой и патологией, и даже, наверно, ближе к норме, — отсюда и другое ее название — физиологическая желтуха. Причина желтухи кроется в так называемой ферментативной незрелости печени; при распаде эритроцитов освобождается гемоглобин, который скоро превращается в билирубин, а тот и дает кожным покровам ребенка, видимым слизистым и белкам глаз характерную желтушную окраску; стул и моча при этом цвет не меняют. Проявляется у подавляющего большинства новорожденных в течение первых 2-3 дней после рождения; чаще — к 3-му дню. Более выражена у недоношенных детей и держится тем дольше, чем более ослаблен ребенок. Общее состояние, как правило, не страдает. Ребенок может быть чуть беспокоен. Через несколько дней желтуха сходит на нет. Лечение не требуется. Если желтуха выражена сильно и держится больше недели, врач может назначить ребенку внутрь 5-10%-ный раствор глюкозы. Другие назначения — по показаниям. Желтушность Причиной развития желтушности, или желтушного окрашивания кожи и слизистых оболочек, является увеличение количества билирубина в крови (билирубинемия); билирубин с током крови попадает в кожу и слизистые оболочки, и проявляется желтушность. Бывает желтуха различного происхождения: механическая, паренхиматозная, гемолитическая. Механическая желтуха новорожденных развивается в результате закупорки желчевыводящих путей, например, камешком, или закрытия их опухолью; паренхиматозная желтуха бывает при гепатите, циррозе печени; если желтуха возникает из-за усиленного распада эритроцитов, принято говорить о гемолитической желтухе.


Первая ложка Педагогический прикорм: естественное введение твердой пищиОлежке уже 6 месяцев и все, кто окружает его маму Свету, беспокоятся, что она до сих пор кормит его исключительно грудным молоком. Педиатр уже 2 месяца говорит о том, что пора давать крохе яблочный сок, желточек, да и овощные пюрешки с кашками как раз по возрасту. Конечно же, свекровь с мамой тоже не отстают — вторят доктору. Света пока удерживает осаду, она где-то читала о том, что вводить прикорм надо как раз после 6 месяцев. Единственное что ее волнует — это то, как его вводить. Рекомендации педиатра и бабушек Олеженьки не вселяют в нее уверенность, есть в них что-то противоестественное. Все время возникает мысль — как же с этими проблемами справлялись женщины лет 100–200 назад? Неужели они давали малышу сок яблока по капельке и кашку из бутылочки со специальным наконечником в виде ложечки? Вряд ли В этот момент мы и познакомились со Светой. Она мне рассказала о том, почему ее смущает, традиционная система введения прикорма — ее сестра таким образом вводила прикорм своему сыну. И в памяти Светы остались яркие образы: сестра сидит перед малышом: то ложечкой постучит, то прокукарекает, то газетку в руки крохе подсунет — лишь бы он увлеченный этим рот открывал для очередной ложки. Внимание племянника чуть ослабеет — он перестает открывать ротик, даже отворачивается, так она что-то новое придумывать начинает. Правильно ли это? Современное введение прикорма Нынешняя система введения прикорма, увы, многие факторы не учитывает — возрастной период, когда вводится прикорм, возрастные особенности психики малыша, небольшой аппетит малышей, интерес к разнообразной пище. Ребенку вводят определенные продукты в положенный возрастной период в строго определенных количествах. Существует целая таблица, когда, что и сколько должен съедать кроха. Если малыш тянется к пище, которая ему еще не по возрасту, например, мама кушает котлету, а 7-ми месячный малыш, глядя на нее, тоже хочет попробовать новое блюдо, то ему ее не дают. Ребенку дают пищу перетертую и не один раз — чтобы ему легче было глотать. Для малышей придумана и специальная еда — овощи в баночках, мясо в баночках, рыба в баночках и прочее. «Лакомства» в них без определенного цвета, запаха и вкуса. Данная система — продукт нашего времени, изобретенная в лабораториях не одним ученым-медиком, попытка улучшить природу и необходимость для детей искусственников. Вернемся к истокам К сожалению, наши мамы перестали доверять своему инстинкту, они больше верят авторитету медиков, которые, по их мнению, лучше осведомлены о том, что нужно и полезно для нового члена семьи. Мамы забыли традиции наших бабушек и прабабушек, а ведь те знали, как знакомить малыша с новой для него пищей. Если представить себе семью лет 200 назад, в которой было человек 10-12, и мать у печи, которая, даже если и захочет, не сможет приготовить что-то отдельное для своего подросшего грудничка. Вот так и приучали детей к новой пище: захотел кроха хлебушка — на, попробуй крошку, схватил из маминой тарелки кусочек капусточки — на здоровье! Мы пытаемся возродить прежний «дедовский» способ введения прикорма, который был сформирован не за один век, основанный на наблюдении за малышами, многими поколениями матерей. Ныне его называют естественным прикормом и такую тактику знакомства малыша с новой пищей начинают использовать все больше молодых мам. Отличие ее от традиционной «баночной» состоит в том, что у ребенка поддерживается интерес к еде за общим столом. А это позволит в будущем, после того как крохе исполнится год и больше, родителям быть спокойными за то, что их кроха будет с удовольствием участвовать в семейных трапезах. Ведь он будет уже самостоятельно управляться с ложкой и чашкой, не надо будет волноваться, что ребенок не поел, не придется за ним бегать с уговорами, да разными ухищрениями вталкивать в карапуза какую-то еду. Естественный прикорм Данная система учитывает, что ребенок до года не насыщается новыми продуктами — он их просто пробует, как бы создает для себя банк новых вкусов тех продуктов, которые принято кушать в его семье, а основной его пищей продолжает оставаться грудное молоко. Эта система основана на природном интересе ребенка к новой пище, на подражании малыша взрослым — он стремится брать ручкой ту же еду и так же отправлять ее в ротик как мама или папа, на постепенной адаптации организма крохи к новой пище. Если малышу уже исполнилось 6 месяцев и он активно интересуется содержимым маминой тарелки, значит, пришло время знакомить его с семейным меню, правда, только в том случае, если это здоровое питание. То есть в семье кушают много овощей, фруктов, злаков и круп, а также молочные продукты, умеренно мясо (не обязательно каждый день), рыбу. Как можно меньше жирного, жареного, совсем нет или минимум всяких сосисок, колбас, пирожных, конфет, газировок... В случае, если малыш проявляет интерес к пище мамы раньше полу года — не стоит торопиться. Лучше начать прикармливать детку позже на пару недель, чем раньше 6-ти месяцев. Пищеварительная система может быть еще не готова к приему новой пищи и, начав ранний прикорм, вы можете нарушить естественное ее созревание. Описываемый способ введения прикорма может быть использован только в том случае, если ребенок находится на естественным образом организованном грудном вскармливании: прикладывается по требованию, не допаивается чем-либо, не сосет пустышку. В случае неправильно организованного грудного вскармливания, например, кормление по режиму через определенные промежутки времени, прежде чем вводить прикорм, необходимо изменить способ вскармливания ребенка на естественный. Применяем на практике Данный способ введения прикорма достаточно прост и его может использовать любая мама, однако, перед тем, как начинать его вводить желательно проконсультироваться со специалистом, владеющим этим методом введения прикорма для уточнения деталей. Как вы понимаете, такое прикармливание не требует особых ухищрений. Главное — это чувствовать ребенка, не настаивать на своем, а прислушиваться к его потребностям, интересам, желаниям. Не забывайте, что введение естественного или педагогического прикорма идет на фоне грудного вскармливания. Малыш продолжает получать грудь так же, как и раньше, т.е. по требованию. Кроха в возрасте 6-8 месяцев пока не нуждается в основательных прикормах, заменяющих ему какое-то из кормлений грудью — ему вполне хватает материнского молока, ведь там есть все необходимые витамины, микроэлементы, антитела и многое другое. Энергетически значимым прикорм может становиться примерно в 9-10 месяцев, а иногда и позже. До этого главная пища ребенка — мамино молоко. Маме не следует волноваться и принимать активный интерес ребенка к новой пище за нехватку молока: даже при наличии такого интереса любовь к грудному молоку и прикладываниям к груди не исчезает. Как же происходит знакомство с новой пищей? Например, если мама собирается позавтракать, она берет за стол с собой своего подросшего малыша. Перед мамой тарелка с едой, например, блинчики с творогом, яблоки, чай и печенье. Малыша лучше усадить маме на колени и положить перед ним на стол чайную ложку (имейте в запасе по больше ложек, на случай, если кроха будет их ронять). Итак, кроха занимается чайной ложкой — берет ее, перекладывает из ручки в ручку, стучит, затаскивает ее в рот — изучает, одним словом. В этот момент мама приступает к еде — берет блинчик и начинает его с аппетитом есть. Малыш, если у него появится интерес к тому, что делает мама, начнет тянуться к ее еде, пытаясь буквально вытащить ее из маминой тарелки. Чтобы малыш не безобразничал в маминой тарелке, его действия надо ограничивать. Малыш должен сидеть на левой маминой коленке, если мама правша, и ест правой рукой и мамина тарелка должна быть отодвинута так, что бы малыш не мог достать оттуда еду. Если малыш активно старается достать себе еду, такое его поведение называется пищевым интересом. Как реагировать? Дайте малышу попробовать то, что вы кушаете — отщипните от блинчика очень маленький кусочек и положите крохе в ротик. Маленький кусочек малыш может немножко пожевать, и проглотить, а может и выплюнуть изо рта, это нормальная реакция первое время. Малыш получает микродозу заинтересовавшего его продукта. Микродоза — минимальное количество еды, которая помещается у мамы между подушечками указательного и большого пальцев (размером со спичечную головку). За завтрак кроха может получить три микродозы каждого понравившегося ему продукта, на этом знакомство с данным продуктом заканчивается, продолжить можно будет в обед или ужин. Если у крохи проявляется устойчивый интерес к определенному продукту в течение 3-5 дней, то микродозу увеличивают до одной чайной ложки. Не перекармливайте малыша одним полюбившимся ему продуктом, чтобы он не утратил к нему интерес. Если малыш настойчиво хочет пробовать что-то определенное, предложите ему что-нибудь другое. Когда малыш не реагирует на то, что мама что-то кушает, а занимается исключительно ложкой — это означает, что интереса у него к пище взрослых пока нет и вводить прикорм ему еще рано. Не торопитесь, просто старайтесь почаще кушать с аппетитом у него на глазах. Что делать, если малыш, попробовав один кусочек, не потянулся за следующим? Надо давать крохе этот продукт еще раз, чтобы он распробовал? Нет, настаивать мама ни в коем случае не должна. Ведь ваша задача поддержать интерес крохи к новой пище, а не накормить его блинчиком. И вот мама кушает дальше. Теперь она взяла сочное яблоко и откусила его, а малыша привлек аппетитный хруст и яркий цвет фрукта — он тянется к нему. Предложите ему микродозу для пробы, если ему понравилось и он тянется еще — хорошо, дайте еще пару раз, а потом уберите яблоко, чтобы малыш не переел. Крохе надо совсем немного для первого раза. Малыш только знакомится с новой пищей, адаптируется к ней, он не стремится наедаться даже самым вкусным по его мнению продуктом. Важно, чтобы кроха пробовал те же блюда, что ест мама. Поскольку в этот возрастной период изменяются свойства материнского молока: теперь оно помогает малышу усваивать новую пищу, поставляя необходимые для этого ферменты. Таким образом, прикладывание к груди облегчает малышу переход на новый вид питания. А наша мама, тем временем, взялась пить чай с печеньем. И малыш тоже хочет! Налейте ему один глоточек для пробы. Чашку лучше завести отдельную — из небьющегося материала, чтобы вы без опасения могли давать крохе ее в руки. Пока малыш только учится пить из чашки, придерживайте ее за донышко и регулируйте поступление жидкости в ротик малыша. Кстати, скорее всего, малыш сам не захочет попробовать все за один раз, а ограничится одним из понравившихся ему продуктов. После того, как малыш напробуется, или мама посчитает нужным закончить его пробы, малыш спускается на пол, а мама продолжает спокойно есть. Самостоятельный стол крохи Кроме совместных с мамой обедов или завтраков с ужинами за общим столом, пора приучать детку к самостоятельному питанию. К этому возрасту, малыш уже способен удерживать в ручках небольшие предметы, поэтому вы можете предложить ему для пробы кусочки твердых овощей и фруктов, таких, от которых малыш не может сам много откусить, например, морковка, кабачок, яблока, или баранка, сушка, сухарик. Особенной любовью у деток пользуется куриная косточка, с которой мама предварительно снимает все мясо и хрящи. О нее, и десенки поческть можно, и вкусная она очень! Конечно, во время самостоятельной еды мама должна быть рядом с малышом и следить за процессом. В случае, если малыш откусил большой кусок, нужно указательным пальцем достать его из ротика. Дети-аллергики Введение прикорма для деток, страдающих пищевой аллергией — вопрос очень тонкий. Действовать надо осторожно, внимательно отслеживая процесс, по принципу «тише едешь, дальше будешь». Поскольку сама мама должна придерживаться гипоаллергенной диеты, то и кроха начинает знакомиться с пищей, не вызывающей аллергии. Например, фрукты и овощи — не оранжевые и не красные, ему пока не надо пробовать коровьего молока, а знакомство с мясом начинайте с индейки, потом можно пробовать телятину и так далее. В один день дайте ребенку один продукт, следующие 2-3 дня наблюдайте: аллергическая реакция может проявиться не от первой, а от 2-3 пробы. Получается, что следующий новый продукт мама сможет дать крохе только через 3-4 дня. Не забудьте, что у такого малыша проба новых продуктов должна заканчиваться прикладыванием к груди. Ребенку-аллергику нужна особенно мягкая и постепенная адаптация к пище взрослых, так как его желудочно-кишечный тракт и ферментативная система особенно чувствительны. Надо также иметь в виду, что витамины и прочие полезные вещества ребенок начинает полноценно усваивать из другой пищи только после года, а до этого все это поставляет крохе мамино молоко, поэтому можно не спешить с прикормом. Продолжаем пробовать еду взрослых Если проба новых продуктов шла успешно и ребенок был активен в этом процессе, то примерно в 8-10 месяцев у малыша уже может сформироваться один или два основных прикорма. Например, завтрак или обед. Правда, они все равно могут начинаться и заканчиваться прикладыванием к груди, потому что малыш запивает взрослую пищу маминым молочком как водой или соком. Не следует ребенка от этого отучать. Потребность напиться чего-то еще кроме маминого молока возникает только после года с небольшим, именно тогда от крохи можно услышать что-то похожее на: «Дай водички!». После 9-11 месяцев кроху уже можно сажать на отдельный стул и предлагать ему отдельную тарелку (до этого он ел из маминой). Мама помогает карапузу управляться с ложкой — помогает набирать в нее еду, а кроха сам пытается ее донести до рта. Запаситесь терпением — процесс этот не из легких как для малыша, так и для вас — разлитый суп, упавшая картошка… Но процесс этот нужный, ведь и вы не сразу научились кушать аккуратно. Если малыш что-то разлил, тут же постарайтесь вытереть: пусть привыкает кушать в чистоте. Как кушаем после года После года ребятенок проявляет большой интерес к пище взрослых, он также как они садится за стол 3-4 раза, причем кушает ту же самую еду, ничем не отличающуюся от всех остальных. Может кушать и первое, и второе блюдо, если захочет. Если карапузу очень нравится то, что ему положили в тарелку, но он уже подустал есть самостоятельно, то он не отказывается, если мама поможет ему доесть оставшееся. В других же ситуациях, детки не любят, когда их кормят, они стремятся все есть самостоятельно: рукой положить кусочек в ложку, а уж потом направить ее в ротик. В перерывах между едой, малышок может полакомиться чем-то еще – скушать морковку, сухарик или яблочко. Кормления грудью также остаются: длительные – когда малыш укладывается спать или пробуждается ото сна, кратковременные (эти прикладывания для контакта с мамой – на 1-2 минуты) – в зависимости от состояния малыша. В какой-то день их может быть мало, а в какой-то больше. Авторы: Ксения Соловей, консультант по лактации, психолог. Лилия Казакова, педиатр, консультант по лактации. Статья была опубликована в журнале "Мой ребенок", 2003г.


Острый живот у детей
Это клинический синдром, развивающийся вследствие повреждения или острого заболевания органов брюшной полости и забрюшинного пространства, требующий
Закаливание ребенка
Лето является самым лучшим временем для того, чтобы начать закаливать ребенка. Ведь так приятно, когда ветерок ласкает кожу и ласково греет солнце. В
Кислородный коктейль в домашних условиях
Сегодня для того, чтобы полакомиться кислородным коктейлем не обязательно идти в кафе или больницу. Все стало гораздо проще. Теперь приготовить
Тонзиллит у ребенка. Лечение тонзиллита
Тонзиллит — это воспаление миндалин (гланд). Основная функция миндалин — защитная: они вырабатывают иммунные и биологически активные вещества,
Сердечно-сосудистые заболевания у детей
Сердечно-сосудистые заболевания — наиболее распространенные в настоящее время. Как свидетельствуют наблюдения врачей, многие болезни сердца и сосудов
Спаечная кишечная непроходимость у детей
Другой важной причиной, вызывающей непроходимость кишечника у детей, является спаечная болезнь. Сущность ее заключается в том, что между петлями
Доверять ли компьютерной диагностике?
Возможность «заглянуть в себя» стала делом доступным – компьютерную диагностику предлагают чуть ли не на каждом углу Стоимость услуги колеблется от
Осторожно... офис! Будущая мама на работе
Течение беременности зависит от многих факторов, поэтому очень важно знать, какие аспекты жизни будущей маме необходимо скорректировать с учетом ее
Восковая депиляция в домашних условиях
Восковая депиляция считается одним из самых доступных и долгосрочных средств удаления нежелательных волос. Однако для гарантии получения желательного
Приводим тело в норму после родов: убираем живот
Как с помощью упражнений сделать плоским и красивым живот после родов. Вернувшись из роддома домой, новоиспеченная мамочка с головой окунается в
Как разгрузить организм после майских праздников
Как же правильно разгрузить организм после потребления тяжелой для желудка пищи - шашлыков. Для большинства из нас майские праздники - все равно что
Макияж под очки
Времена, когда тебя дразнили "очкариком", далеко в прошлом. Большинство твоих знакомых парней наверняка подтвердят, что девушка в очках выглядит


Сайт для молодых мам © 2012 - 2018 Все права защищены. Powered by AGYSYA