Логин:  
Пароль:
Беременность и женщина Послеродовой период Новорожденный Детские заболевания Здоровье и красота будущей мамы
Новости
Режим дня ребенка

Режим дня ребенка

Основным условием для спокойного уравновешенного состояния нервной системы ребенка и нормального развития всего детского организма является правильная организация его жизни с момента рождения, иначе говоря, установление для ребенка определенного
05.06.13

Уход за недоношенными детьми

Уход за недоношенными детьми

Недоношенными называют детей, родившихся до истечения 40-недельного срока беременности, имеющих вес от 1000 до 2500 г и рост от 35 до 45—47 см. Причинами преждевременного рождения ребенка чаще всего бывают заболевания матери, физические и
04.06.13

По каким признакам можно определить, что твой ребенок избалован, какие ошибки ведут к избалованности и как с этим бороться. Зачастую родители даже не замечают, что вырастили маленького капризулю. А ведь избалованность – тревожный симптом, который будет мешать ребенку во взрослой жизни. Признаки избалованного ребенка Избалованным считается ребенок несдержанного, плаксивого и более или менее требовательного – ему нужны или наше внимание, или игрушки, которые мы силах купить ему. Кроме того, его благодарность обычно кратковременна и зачастую наводит на мысль, что он принимает как должное то, что мы считаем особой уступкой ему. Избалованный ребенок не чувствует границ своих желаний. "Я хочу!" – и точка! Он не приемлет того, что желание может быть удовлетворено немного позже или не удовлетворено вообще. Ему нужно прямо сейчас! А не получая своего, ребенок начинает капризничать – кричать, плакать, словом, продолжать требовать. Поскольку избалованному ребенку ни в чем не отказывают, он редко учится быть самостоятельным. Избалованный ребенок целиком полагается на родителей и, что характерно при отсутствии самостоятельности, по-детски не способен примириться с отказом от чего-либо. Он так отчаянно жалуется и плачет из-за пустяков, словно речь идет о жизни или смерти. И дело тут вовсе не в своеволии или самоуправстве малыша: деспотичный ребенок может долго ворчать и выражать недовольство, когда ему в чем-то откажут, но он способен и сам найти удовольствие от чего-то другого. Избалованный ребенок не обладает подобной гибкостью и свободой. Он не очень разборчив. К тому же упрям и не способен на компромисс, а это признак психологически незрелости. Ошибки родителей, ведущие к избалованности Приведем несколько примеров того, как наше родительское поведение может привести к избалованности ребенка. Первая и самая главная ошибка, допускаемая родителями – это чрезмерная опека ребенка. Когда мать постоянно развлекает свое чадо, при плаче берет его сразу на руки, когда ребенок не в духе – веселит и развлекает его, лишь бы он не плакал. Одним словом, ребенок становится центральным звеном семьи. В угоду ребенку мать бросает все дела. Недопустимо также менять свое решение. Например, вчера ребенку разрешалось играть с электрическим чайником (конечно, он предусмотрительно был выключен из розетки). А сегодня родителям не до игр, а ребенок тянется к чайнику. В ответ он слышит "Нельзя!" и начинает негодовать. Как так? Ведь вчера же можно было! Ребенок будет требовать своего, если бабушки-дедушки ему с удовольствием и в игривой форме разрешают то, что дома обычно нельзя. И если родители недостаточно тверды в своем решении, то и дома капризами и истериками ребенок добьется своего. Достаточно уступить ребенку пару раз, как он начинает чувствовать, что родителями можно манипулировать. Почему же ребенка начинают баловать? Во-первых, чаще всего балуют первого ребенка, просто потому, что не знают, как правильно нужно воспитывать детей. Со вторым ребенком обычно уже легче, и родители в основном уже научены на своих ошибках. Во-вторых, балуют долгожданных детей. Такой ребенок по каким-либо причинам долго не появлялся на свет, и чаще всего, он же является единственным ребенком в семье. В-третьих, родители могут баловать ребенка из тех соображений, что ребенок не должен знать слова нельзя или невозможно. Якобы дети, знающие, что могут получить все, чего хотят, многого добиваются в жизни. Как правило, такие родители просто впадают в крайность, и ребенок в дальнейшем садится им на шею. И, наконец, избалованный ребенок может расти в семье, где нет согласия в методиках воспитания между родителями. Когда, например, папа запрещает, а мама разрешает, ребенок начинает манипулировать родителями. Перевоспитание избалованного ребенка требует силы воли, твердости и уверенности в своем решении. Всегда помни, что избалованность не принесет ребенку ничего хорошего и в дальнейшем ему будет только тяжелее. Поэтому то, что ты делаешь, это для его же пользы.


У нашей четырехлетней дочери появилась отвратительная привычка, которая нас с мужем сводит с ума. Каждый раз, когда она хочет добиться своего, она начинает просить хныкающим голоском, который изматывает, как звук бормашины у зубного врача. Это настолько стыдно, что мы боимся брать ее с собой на люди. Пожалуйста, подскажите, что можно сделать, чтобы она перестала хныкать. Мы становимся отшельниками! Коротко о главном: главная цель хныканья - добиться нашего внимания. Это раздражающее поведение будет продолжаться, если уступить, поскольку ребенок поймет, что это срабатывает. Поэтому не уступайте! Хныканье - жалобное, громкое, изматывающее - один из самых раздражающих типов поведения детей. Тон хныканья - невыносимая смесь плача и нытья - изводит, как бормашина. Если этого недостаточно, дети прибегают к удивительному приему - растягивают слоги так, что они почти бьют вас по лицу: "Пожа-а-а-а-алуйста!" или "Ну, па-а-а-а-па!" Более того, хныканье может быстро превратиться в полноценную, уродливую истерику. Хотя его пик приходится примерно на четыре года, это может продолжаться и в школьном возрасте. Однако есть и хорошая новость: хныканью учатся, значит, от такого поведения можно отучить. И чем скорее вы займетесь перевоспитанием ребенка, тем меньше вероятности, что это станет раздражающей, назойливой привычкой. Четыре шага к избавлению от хныканья Воспользуйтесь следующими четырьмя шагами как руководством в борьбе с хныканьем. Шаг 1. Установите абсолютную нетерпимость к хныканью. Будьте уверены, все дети время от времени хнычут, но самое верное средство превратить эту раздражающую уловку для привлечения внимания в укоренившуюся привычку - позволить маленькому капризуле победить. Осторожно: как только вы отступите и сдадитесь, дети станут и впредь пользоваться этим средством, чтобы получить желаемое. Хуже того, хныканье, если его не остановить вовремя, часто перерастает в дерзость, привычку перечить и истерики. Итак, не допускайте, чтобы ребенок подумал, что это срабатывает. Лучший способ остановить подобное поведение - совершенно отказаться выслушивать просьбы, которые произносятся ноющим тоном, и воспринимать только нормальные интонации. При первых же звуках жалобы хныкающим тоном нужно твердо сказать: "Прекрати! Я не стану слушать нытье. Скажи о том, что ты хочешь, нормальным голосом". После этого уйдите или отвернитесь и не обращайте на ребенка внимания. Обернитесь только тогда, когда хныканье прекратится (даже на несколько секунд) и скажите: "Теперь, когда ты говоришь нормально, я слушаю. Чем я могу тебе помочь?" Главное - не показывать раздражения и не реагировать. Шаг 2. Продемонстрируйте нормальные интонации. Выберите спокойную минутку и поговорите с ребенком, объяснив, почему хныканье неприемлемо. Важно, чтобы ребенок понял разницу между хныканьем и нормальным тоном. Можно сказать: "Тон, которым ты говорил, чтобы привлечь мое внимание, называется хныканьем. Я буду слушать тебя только тогда, когда ты будешь говорить нормально". Затем продемонстрируйте ребенку, как звучит более приемлемый тон. Не думайте, что он знает это. Хныканье может стать привычкой потому, что ребенок не понимает, что оно раздражает. Выберите минутку и покажите ему, каким тоном он должен говорить, например: "Вот я говорю хныкающим голосом: "Я не хочу-у-у де-е-елать это". А теперь я скажу это хорошим голосом: "Не могла бы ты мне помочь?" Если ты хочешь о чем-то попросить, говори таким же хорошим голосом. Давай-ка, попробуй". Постарайтесь не передразнивать ребенка. Ваша цель - добиться, чтобы он понял, чего вы от него хотите, не подвергаясь при этом насмешкам. Шаг 3. Установите правила поведения. Объявите ребенку, что отныне каждый раз на хныканье он будет получать отказ. Затем откажитесь слушать даже первые звуки хныканья, сорвавшиеся с губ ребенка. Как правило, хныканье прекращается, когда ребенок понимает, что оно безрезультатно, поэтому он должен усвоить, что введенное вами правило не обсуждается. Шаг 4. Введите штрафные санкции, если хныканье продолжается. Вероятно, вы станете спрашивать себя: "Почему же ребенок не перестает хныкать?" Ответ прост: вы немедленно должны ввести штрафные санкции, чтобы ребенок знал, что вы не станете этого терпеть. То же относится и к дерзости, драчливости, плевкам или пререканиям. Не совершайте ошибки, думая, что можно пока подождать, а вернувшись домой, исправить поведение ребенка. Штрафные санкции нужно применять немедленно, независимо от того, где ребенок начал хныкать. Это может причинить массу неудобств: вам придется изменить планы, если ребенок захныкает, когда вы делаете покупки в магазине. Но если вы действительно хотите положить этому конец, то должны тут же сказать: "Ты хныкаешь. Тебе известно правило. Мы сейчас же уходим". Штрафные санкции эффективны лишь тогда, когда применяются каждый раз при плохом поведении. Учтите, если вы не будете следовать этому правилу, хныканье усугубится. И это произойдет потому, что ребенок поймет: вы можете уступить. Не проявляйте эмоций, применяя штрафные санкции, - не отчитывайте ребенка, не выказывайте злости или раздражения. Не забывайте также хвалить ребенка, когда он пользуется правильным тоном. Для того чтобы поломать привычку, требуется время, поэтому поощряйте ребенка. И самое главное - не сдавайтесь.


Когда принесли моего брата из роддома, я была шокирована. Некрасивый, кричащий, он ничего не понимал, не умел говорить и постоянно требовал, чтобы с ним были рядом… На второй день я подошла поближе и захотела его потрогать, но на меня накричали! Никогда раньше я не слышала такого от моей любимой мамочки! Я поняла, что надо что-то делать! Из воспоминаний N. «Мой брат (сестра) чудом остался жив (осталась жива)», - говорят многие про своих братьев и сестер, родившихся с небольшой разницей в возрасте. К сожалению, известно много случаев крайней жестокости старших детей по отношению к своим младшим братьям и сестрам. Например, такой случай: старшая девочка регулярно поила младшего брата холодной водой, и он постоянно болел; продолжалось это, пока ее не застали на месте преступления. А родители при этом недоумевали: «Как это могло случиться?»… Мой приятель вспоминал, как он в трехлетнем возрасте принес домой огромную палку для того, чтобы ударить своего брата, и только прутики кроватки и близость мамы спасли последнего от увечья. Конечно, это крайности, но они реальны. В основе такого отношения лежит четкая мотивация: ревность. Ревность снедает старшего ребенка, грызет его психику. В этом смысле он ничем не отличается от взрослого, только объект его ревности, обладания - родители. Вы можете вполне понять его чувства, если ревновали хотя бы раз в жизни. Мировая художественная литература изобилует описаниями этого специфического состояния, в романах можно даже найти самые разнообразные «рецепты»: как разжечь ревность или, наоборот, как не дать для нее повода. Вам предстоит серьезнейшая работа, прежде чем вы будете по-настоящему готовы к решению проблемы со старшим ребенком в преддверии рождения и в течение первых лет жизни младшего. Возникает несколько вопросов. Все ли дети подвержены чувству ревности к младшим братьям и сестрам? Какой возраст старшего ребенка самый опасный? И наконец - что делать? Попробуем ответить на них по порядку. Ревность может возникнуть у любого ребенка, даже у хорошо подготовленного к рождению брата или сестренки. Подчас достаточно одного неосторожного слова, чтобы пожар заполыхал в полную силу. Можно ли его предотвратить? Думаю, что можно. Конечно же, существует зависимость между силой возникающей ревности и возрастом старшего ребенка. Понятно, что бессмысленно подготавливать пятнадцати-шестнадцатилетнего первенца к рождению второго ребенка так же тщательно, как при разнице в пять-шесть лет, да и ситуация такая встречается куда реже, чем небольшая разница в возрасте. По-особому трудна разница в год-полтора. Ведь ваше старшее дитя не внемлет никаким вашим доводам, сколько бы вы ни призывали его к разумности и т.п. Зато в этом возрасте психологическая проблема, даже если она возникает, еще не так велика, как та, которая может появиться у ребенка постарше, когда он годам к пяти-восьми достаточно вкусил всех прелестей положения всеобщего любимца. Известно, что предупреждение болезни обусловливает значительно меньшие издержки, чем ее лечение. При всех минусах в ситуации «старший - младший» есть один важный плюс: наличие четкого «диагноза» позволяет предупредить возможные трудности и преодолеть их. Таким образом, наша проблема - из разряда прогнозируемых и решаемых. «Ты брыкался у меня в животе точно так же, как и твоя сестричка» После того как вы узнаете, что в семье грядет пополнение, у вас есть вполне приличный срок, чтобы подготовить первенца или второго ребенка к появлению самого младшего. В этот период надо постепенно вводить в жизнь ребенка те или иные ограничения: у мамы, например, болит спина, и поэтому она не может поднимать его на руки и т.д. При этом ни в коем случае нельзя давать ребенку понять, что какие-либо ограничения в его жизни появляются из-за грядущего появления малыша в семье. Ребенок должен хотеть появления брата или сестры, и его надо убедить в том, что он этого хочет. Нельзя спрашивать у старшего ребенка, хочет ли он братика или сестричку, - ни в коем случае! Стоит ему ответить отрицательно - и чтобы убедить его в обратном, вы потратите в десять раз больше усилий, чем потребовалось бы до произнесения этого рокового «нет». Что же говорить ребенку и как? Дети очень хорошо чувствуют фальшь. Они куда лучше воспринимают слегка равнодушный голос, чем воодушевленно-восторженные излияния. Попробуйте «внепланово» подарить своему ребенку большой подарок - он обязательно заинтересуется причиной этой щедрости. Не следует специально отводить время для каких-то воспитательных бесед, не нужно обсуждать собственное поведение или гипотетическое поведение старшего, не стоит говорить ему о долге и пр. Например, лучше избегать фраз типа: «Ты должен любить своего братика» или «Мы все равно будем тебя любить». Такие разговоры могут насторожить ребенка и привести к нежелательным расспросам. Необходимо снабжать малыша тщательно продуманной информацией постоянно, но в очень маленьких объемах, как бы вскользь. Ни в коем случае нельзя переборщить. Причем делать это нужно тем тоньше, чем он старше. Некоторые примеры текста. «Везет тебе, скоро появится твой настоящий братик». (Развивается тема позитивности, желанности его появления и отличия «настоящего», родного братика или сестрички от двоюродных братьев и сестер, друзей и пр.) «А у меня вот не было младшего братика в детстве». (Тут можно поговорить о негативных проявлениях этого неприятного момента в вашей жизни: некого было защищать, не с кем играть и т.п.) «Счастливчик, у тебя скоро будет маленькая сестричка, а я в детстве говорил своим родителям: «Рожу себе сестричку сам, раз вы не хотите»…». Неплохо сравнивать старшего малыша с младшим. Сравнение, конечно же, должно быть либо нейтральным, либо в пользу старшего (пока младший еще не слишком смышлен): «Когда ты был у меня в животе, ты все время хотел пить яблочный сок - мой любимый, а твой братик, чувствую, любит морковный!» «Давай измерим мой живот, посмотрим, кто больше - твой братик сейчас или ты, когда там сидел…» «Ты брыкался у меня в животе точно так же, как и твоя сестричка…» Необходимо дать старшему возможность почувствовать, что он имеет исключительные права, - например, подсказать ему имя будущего малыша, чтобы потом он с гордостью говорил: «Это я так его назвал», или вместе с ним пойти в магазин за игрушками для маленького, чтобы впоследствии старший гордился тем, что сам выбирал игрушки для братика или сестрички. Самостоятельность старшего ребенка - залог успешного решения проблемы (хотя и не само решение). Если ребенок несамостоятелен, нужно по возможности скорее, иногда даже форсированными мерами, достичь необходимых результатов. Степень самостоятельности, естественно, зависит от возраста ребенка. В понятие самостоятельности входит умение самостоятельно есть, засыпать, играть, ходить на горшок (унитаз), вытирать попу и многое другое. Необходимо заранее купить новые игрушки для старшего, чтобы потом, после рождения младенца, синхронно дарить подарки обоим детям (неплохо, объяснив ситуацию, давать их и гостям - для подарка старшему от их имени). Хорошо, если есть возможность выделить для старшего ребенка больше места в квартире (а лучше - отдельную комнату), к отдельной кроватке его также разумно приучить заранее. В общем, что сможете, то и сделаете. Что не сможете - не форсируйте после появление младшего в доме! Давай познакомимся… Очень важно для детей первое знакомство. Неплохо было бы избавить старшего от восторженных криков родственников при появлении младенца дома, а «предъявляя» новорожденного старшему ребенку, можно сообщить ему, что он был, честно говоря, посимпатичнее, и описать чем, в заключение же сказать, что ничего, маленький еще станет похож на брата (сестру). Первые дни после возвращения мамы с младенцем из роддома во многом определят отношение старшего малыша к младшему. Именно поэтому не отдавайте в это время старшего ребенка бабушкам и дедушкам, как бы они вас ни уговаривали: он сейчас особенно нуждается во внимании родителей. Если бабушка хочет и готова помочь, лучше пригласите ее к себе домой, а если у вас есть проблемы в общении (и если позволяют средства) - найдите помощницу, с которой вам точно не придется спорить по поводу того, как, что и когда делать. После появления новорожденного перво-наперво придется запастись огромным терпением. Особенно внимательно нужно следить за своими словами, причем относится это не только к маме и папе. Если родители предельно чутки и осторожны, а бабушка позволит себе самую, на первый взгляд, безобидную фразу, адресованную старшему ребенку и касающуюся его отношений с младшим (например: «Отдай сестре свою игрушку немедленно, она маленькая» или «Не кричи, Таня спит»), без необходимого сопровождения-объяснения, то проблема может возникнуть совершенно неожиданно. Ту же ситуацию можно представить старшему ребенку несколько иначе: «Везет тебе, Илюшка, у тебя такие хорошие игрушки! У Тани таких нет, дай ей немного поиграть твоего робота, а ты покажи мне лучше свой последний рисунок, он мне так нравится…» Еще до появления младшего ребенка научите старшего меняться игрушками, а не отбирать их. Можно сказать и так: «Сережа, ты же знаешь, как мы оберегали твой сон, когда ты был маленький, мы даже бегали к соседям, просили их не шуметь, а однажды ты проснулся и долго громко плакал, и мы утешали тебя целый час». Старайтесь улыбаться, но не смейтесь. Давайте старшему потрогать младшего и не переживайте, если он разбудит малыша неосторожным движением или криком, - это неизбежно. Разумеется, старшему ребенку нужно уделять ничуть не меньше внимания, чем младшему. С ним надо по-прежнему заниматься его любимыми делами, выкраивать время для того, чтобы поговорить, - дети очень любят, когда с ними просто разговаривают «ни о чем». Выучите вместе новую песенку (колыбельную для младшего), запишите ее на магнитофон и включайте для новорожденного. Если хвалите младшего, надо сразу же найти причину похвалить и старшего. Ласкаете младшего - уделите долю ласки и старшему! И так далее. Что касается повседневного расписания для малышей, то распорядок дня вы подберете самостоятельно исходя из ваших возможностей. Некоторые вещи удобно делать одновременно с двумя малышами: гулять, укладывать спать, кормить. Это может показаться сложнее, но, поверьте, избавит вас от тотальной занятости и связанного с ней стресса. Хотелось бы поделиться еще вот каким жизненным опытом: многое из того, что вы делали с первым ребенком педантично и «по книжке», для вас уже неприемлемо. Вы не сможете поддерживать абсолютную стерильность, уделять столько же времени глажению белья, столь же часто менять его и т.п. К сожалению, в поведении старшего ребенка при появлении в семье нового малыша могут возникнуть определенные психические отклонения (отмечу, при отсутствии должного внимания к нему со стороны родителей). Самое неприятное - это агрессивное поведение, направленное на младшего. В лучшем случае он станет будить его громкими криками, в худшем попытается причинить ему физическую боль. Детская «изобретательность» в этой области даже поражает воображение. Проблема еще в том, что дети не понимают, что такое жестокость и даже смерть, подчас они не чувствуют опасности и не представляют, какой силы может быть урон, который они в состоянии нанести даже при своих небольших физических возможностях маленькому человечку. Другие случаи менее страшны по последствиям, но также неприятны. Бывает, что старший ребенок решает добиться «прежнего расположения» родителей путем подражания младшему. Например, начинает просить соску, писать в одежду и пр. (так называемое регрессивное поведение). Ребенок может начать мстить родителям: капризничать, грубить, не откликаться на зов и т.д. и т.п. Некоторые замыкаются в своей обиде на весь мир, и вывести ребенка из этого состояния не всегда бывает просто. Поведенческие варианты сводятся к неосознанному или сознательному желанию ребенка понять, любят ли его родители по-прежнему. Родители должны приложить все силы к тому, чтобы восполнить пробелы в его воспитании, и ни в коем случае не прибегать к грубому воздействию. Вам трудно будет уберечь младшего от синяков, возникающих по вине старшего, но не ограничивайте их общение рукопожатиями через решетку манежа. Очень важно, чтобы между ними установился не только тактильный, но и психологический контакт, тогда они станут ближе друг к другу, привыкнут делать многие вещи вместе, помогать и выручать друг друга. В конечном итоге правильно построенные отношения между детьми помогут им понять сущность отношений между людьми. Они вырастут уравновешенными и уже наделенными мудростью каждодневного компромисса, способностью бескорыстно любить и отдавать себя.


Юрий Куклачев: «Равнодушие губит людей…» Вы не поверите, в Москве на Кутузовском проспекте открыт пункт приема в детскую армию! Эти бойцы – особенные. И битва их, пожалуй, самая тяжелая из всех возможных – в ней не бывает учебной тревоги, и военные действия не прекращаются ни на миг. От врага не спрячешься, не сбежишь, ведь он находится внутри - У каждого человека что-то сидит рядом с сердечком и говорит: «Возьми чужое», – объясняет ребятам Юрий Куклачев, клоун, Народный артист РФ. - И он может взять. А может обидеться на своего лучшего друга и позавидовать ему. Но бойцы нашей Армии добра и милосердия под руководством кота Бориски дают священное слово бороться со своим эгоизмом и никогда не нарушают своей клятвы. Уже 15 лет Театр Кошек Ю.Д. Куклачева не только развлекает детей, но и воспитывает их, пробуждает в их сердцах любовь ко всему живому, честность, доброту, чувство справедливости. Выбрать свое направление в жизни ребятам помогает целая серия книг под названием «ШКОЛА ДОБРОТЫ». Совсем недавно эта серия была одобрена Министерством образования Российской Федерации как книга для чтения в начальной школе. Кстати, первыми находку Юрия Дмитриевича по достоинству оценило Министерство образования Франции, когда во время гастролей в Париже, выступая по телевидению, Юрий Куклачев сказал журналистам, что мечтает провести «Урок доброты». Из Министерства тут же позвонили и спросили: «А что это такое? Давайте проведем!». - В нашей жизни много тяжелых моментов, трудностей: жестокость, невежество, лень, жадность, равнодушие друг к другу - кажется, что вот-вот зло победит добро. Взрослых, кажется, уже не изменить - В одном из рассказов кот Бориска заглянул в окно и ужаснулся, какие хмурые и злые стали лица у людей. Люди перестали улыбаться, и кот понял, что надо немедленно спасать людей даже от самих себя, от собственной лени, но это не так просто. Легче стоять и наблюдать со стороны… А ведь равнодушие губит людей. Бориска решил организовать армию добра и милосердия для детей и взрослых. Взрослым очень трудно переломить себя, поступится взглядами и стереотипами. Поэтому главная наша надежда на детей. Самая главная задача в жизни воспитать здоровое молодое поколение. Ведь дети – наше будущее, и от того, какими мы их воспитаем, зависит благополучие нашей страны. - С какого возраста можно и нужно воспитывать ребенка? И что такое воспитание? - Воспитание ребенка начинается с самого первого момента его жизни. Нет, даже раньше - еще до зачатия: оно уже есть в том, какой посыл дает женщине мужчина. Он должен возбудить себя до такого состояния, чтобы энергия была мощная. И тогда это соединяется с женской природной мудростью, все передается ей, она в себя вбирает этот посыл. И с первой же секунды уже пошло воспитание. А что это такое? Общение. Ребенку самое главное – общение. Он там толкается в животике, дергается – это он со своей мамой уже разговаривает, общается. И мать должна отвечать ему с самых первых дней. Не должно быть холодности, агрессии. Это начинается с семьи, с маленького возраста, уже с годика, когда родители постоянно окрикивают ребенка: «Это нельзя! В угол!». Все! Дело сделано: ребенок замыкается в себе и начинает пристраиваться. И получается, что он проносит это через себя, накапливает, а потом выливает все наружу. Наша основная родительская задача не в насилии. Ведь пришел в этот мир новый человек, главный элемент духовного мира, и если мы его не любим, не оберегаем, не растим в гармонии, значит, он не будет отвечать естественным запросам вселенной, понимаете? И это потом никакой моралью не прикроешь. Я был свидетелем, как люди сидят в церкви, молятся, потом выходят – начинают ругаться - Как же нам научиться слушать своих детей? Очень просто. Надо себя сдерживать от своей суеты. Мы все в заботах, в делах по уши. Остановись, ведь это ангел к тебе обратился. Дети – это ангелы! Что бы ребенок ни сделал – пописал, накакал, что-то разбил – все хорошо! Все, что он делает – это есть истина и правда, потому что он – сама чистота, понимаете? Они приходят из другого измерения, они приходят от Всевышнего, не от мамы и папы. То, что женщина вынашивает ребенка – это только физическое! Они приходят, не спрашивая нашего разрешения. Хотим мы этого или нет, но свыше нам все равно посылают эту возможность. После родов, когда ребенок прильнет к груди, женщина ощущает такое блаженство, такую радость... Это высшее счастье. - В России к беременности относятся как к болезни, а рождение ребенка, этот счастливый момент, называют изгнанием плода... - Все перевернуто, поэтому у нас и страна в таком состоянии. Такое нарушение понимания с самого начала, поэтому и дальше все так плохо. Только в нашей стране с детьми общаются по принципу «я тебя породил, я тебя и убью». Ни в одной стране мира этого нет – везде, кроме России, детство находится под охраной. Ребенок может позвонить и пожаловаться, что его бьют. Даже соседи по площадке следят за тем, как обращаются с детьми… У нас же годами люди живут и не знают, что за шум доносится из-за соседской двери. А ведь дело в том, что дети нас копируют – наши интонации, нашу мимику, как мы общаемся между собой. Если мы обнимаем друг друга, ребенок всегда берет игрушку и обнимает ее. А если мы ругаемся, воюем, то и наш малыш, наблюдая за нами, тоже будет все бросать, ломать, драться с братьями, сестрами. - То есть в воспитании должны участвовать все? Не только мама и бабушка, как обычно бывает, но и папа? - Да. Я много ошибок в своей жизни делал и теперь я понимаю это. И сейчас я объясняю мужчинам, что они недопонимают до конца всю важность своего участия в воспитании, рождении… Как невозможно полноценное зачатие без мужчины, так невозможно и воспитание! Мужик дурак, понимаешь? Весь в своих заботах. У меня внук, внучка есть, я уже понимаю, что это такое. Нужно всегда быть рядом, ощущать каждое движение детской души, учиться у них… Это работа. Человек должен быть внимательным, уметь прислушиваться к голосу природы, ее законам. Дело в том, что жизнь постоянно тебя ведет, подталкивает вперед – к развитию – шишками, ударами. И тут надо быть чутким, улавливать ее уроки, менять себя. Ярче всего это видно на взаимоотношениях родителей с детьми. Ребенок, как сила природы, как ангел, нежданно-негаданно приходит в семью, чтобы сделать двух любящих людей родителями, отдающими, подобными какой-то высшей природе. Надо уметь принять этот дар достойно.


Покупка детских книг - дело непростое. Казалось бы, магазины буквально ломятся от книг, можно подобрать на любой вкус и кошелек. Но на чем же остановиться? Какую книгу выбрать? Подороже или подешевле? Потолще или потоньше? С реалистическими картинками или с «мультяшными»? От того, как будут выглядеть первые книги малыша, во многом зависит, как вообще сложатся его дальнейшие отношения с книгой. Ведь для маленького, еще не умеющего читать ребенка текст неотделим от иллюстрации. Да и подумайте сами, сможет ли малыш научиться любить книгу, подружиться ней если в руки тебе будут попадаться лишь безвкусные аляповатые издания, или книжонки, напечатанные слепеньким шрифтом на сероватой бумаге? Поэтому при выборе детской книги не может быть мелочей. Итак, отправляемся за покупками. Переплет Обязательно обратите внимание на переплет: ведь ему предстоит выдержать немалые испытания. Желательно покупать книги в твердых обложках с прочным корешком. Обязательно проверьте, прошиты страницы или склеены: из клееных книг очень быстро начинают вываливаться листы. Для самых маленьких хорошо подходят книги в плотных картонных переплетах, с картонными же страницами, таким не страшны никакие опасности: прочные страницы не под силу разорвать даже самым темпераментным читателям. Если вы купили малышу тоненькую книжку в бумажном переплете, сразу же приобретите в отделе канцтоваров пластиковую папку с кармашками-файлами. Аккуратно разберите книгу на отдельные страницы и вставьте их в файлы. Для большей надежности можно сверху залепить файлы широким скотчем, чтобы странички не вывалились. Теперь ваша книга может служить практически вечно. Формат Книги для малышей должны быть достаточно большого формата, желательно, не меньше, чем А4, иначе иллюстрации, да и шрифт окажутся слишком мелкими. Но гигантские книжки размером с ватманский лист, которые иногда встречаются в магазинах, хоть и выглядят шикарно, для маленьких детей не годятся: кроха просто не сможет охватить взглядом все, что нарисовано на странице. Бумага Бумага в детской книге должна быть хорошего качества, плотная, белая или чуть бежеватая, но ни в коем случае не серая: это вредно для глаз. Лучше не покупать книги с блестящей глянцевой бумагой: она будет бликовать и отсвечивать. Обязательно проверьте, не острые ли края у листов, чтобы малыш не поранил пальчик. Самым маленьким читателям можно покупать книги, напечатанные на картоне: они не только не мнутся и не рвутся, но и выдержат «влажную уборку», если малыш ненароком обольет страницу соком или вздумает при помощи фломастера и акварели «доработать» иллюстрации. Шрифт Шрифт в детской книге должен быть четким, ясным, контрастным и крупным. Еще не умея читать, многие дети очень рано, едва ли не в два года, начинают рассматривать текст, искать в нем знакомые буквы и слова. И часто так и выучиваются незаметно читать. Поэтому очень важно, чтобы малыш не испортил глазки, разбирая мелкие буквы, плохо пропечатанные на сероватой бумаге. Объем Не стоит покупать монументальные издания в руку толщиной и стоящих по две, а то и по три сотни рублей. Во-первых, вручив ребенку столь дорогую книгу, мы придем в ужас, если, спустя неделю он помнет листы, порвет переплет или разрисует обложку, деньги-то немалые. Значит, книга будет стоять высоко на полке, вне досягаемости малыша и выниматься будет только родителями. А это неправильно. Ребенок должен иметь возможность в любой момент самостоятельно достать книгу, посмотреть картинки, вспомнить, о чем говорится в любимой сказке. Многие дети именно так и выучиваются читать: рассматривают-рассматривают книгу и постепенно начинают узнавать в ней знакомые слова, складывать их в предложения? Ну, а мелкие издержки, конечно, же неизбежны, и нужно быть к ним готовым, хоть и не стоит потакать небрежному отношению малыша с книгой. А с таким тяжеленным «кирпичом»,к тому же и не сможет маленький ребенок самостоятельно справиться. Некоторые родители считают, что несомненным достоинством таких изданий является то, что под одним переплетом собрано сразу очень много сказок ( мол, хоть и дороговато кажется, но зато покупаешь одну книжку вместо пяти и оказывается, что даже выгодно). На самом деле, это не такое уж достоинство Во-первых, малыш не сможет самостоятельно отыскать в огромной книге нужную сказку. Во-вторых, трудно подобрать так много сказок, рассчитанных на один и тот же возраст, а значит, непонятно, каким детям она адресована. Лучше покупайте книги, в которых под одной обложкой лишь одна сказка, если ребеночек еще совсем маленький, для тех, кто постарше, подойдут сборники из трех-четырех, максимум - пяти произведений. Желательно при этом, чтобы они были рассчитаны примерно на один возраст. Иллюстрации Иллюстрациям следует уделить особое внимание: ведь от них не только зависит, какими будет ребенок представлять героев произведения. Для маленького, еще не научившегося читать ребенка именно иллюстрация - главный канал восприятия текста. И поэтому хорошая книжная иллюстрация должна на просто комментировать текст, а дополнять его, расширять, углублять его понимание. Прежде всего, откажитесь от компьютерной графики: яркие, на первый взгляд, картинки, на самом деле аляповаты, холодны, не несут в себе ни любви, ни тепла души создавшего их художника. Очень большое значение играет и цвет. Вопреки распространенному мнению, детям нравятся вовсе не яркие прямые цвета, а нежные, спокойные полутона. К тому же, богатство оттенков развивает у малыша способность к восприятию цвета. Не стоит покупать книги, иллюстрированные картинками из мульфильмов, даже самых лучших: в мультипликации отношения между текстом и видеорядом совершенно иные, чем в книге. Детям до пяти лет желательно выбирать книги, где картинки есть на каждой странице, иначе малышу будет неинтересно слушать. Для самых маленьких лучше, чтобы иллюстрация приходилась на каждое предложение или поэтическую строчку. Плохо, если картинка расположена на развороте: во-первых, малыш не может следить по ней за текстом, а во-вторых, иллюстрация оказывается как бы перерезанной пополам, и ее вообще неудобно рассматривать. Едва ли не главные персонажи детских книг - сказочные звери, и для малыша крайне важно, как именно они изображены. Плохо, если, одетые в детально прорисованные костюмы звери практически ничем, кроме голов и лап, не отличаются от людей: маленьким детям это обычно кажется нелепостью. Человекоподобие сказочных зверей может быть намечена одной-двумя характерными деталями (зонтик, фартук, варежки), но она ни в коем случае не должна вытеснять подлинную «звериную» сущность сказочного медведя или волка. Избегайте слащавых, «кукольных» картинок. Вопреки распространенному мнению, вовсе не они больше всего нравятся детям. Лучше постарайтесь познакомить их с творчеством крупнейших мастеров книжной графики: сдержанной красотой работ В. Конашевича, изысканной роскошью иллюстраций Бориса Диодорова, талантливыми стилизациями под русский лубок В. Билибина и Ю. Васнецова, веселыми, озорными и дружелюбными картинками Ю. Чижикова. Вообще, иллюстрации в детской книге вовсе не обязательно должны быть реалистичными, но слишком смелые авангардистские эксперименты обычно тоже не нравятся детям. Проследите, какое выражение лица у персонажей выбранной вами книги: если даже положительные герои выглядят злыми, неприятными, лучше поставьте книгу на место: даже самая страшная баба-яга или трехголовый дракон не должны пугать ребенка, у него с самого начала должна быть твердая уверенность, что добро обязательно одержит победу над злом. Не стоит недооценивать роль пейзажа: очень важно, чтобы ребенок представлял себе, хотя бы в самых общих чертах, на фоне каких декораций разворачиваются описываемые события: как выглядит среднеевропейский лес, где заблудилась Машенька, джунгли, в которых жил Маугли, что растет на севере Швеции, куда летел вместе с дикими гусями Нильс. Так исподволь, между делом, расширяется кругозор малыша, формируется его картина мира. Заключение Быть может, кому-то покажется, что качественные, яркие книги с красивыми цветными иллюстрациями слишком дороги. Но любая, даже самая дорогая книга на порядок дешевле робота-трансформера или куклы Барби, которых сегодня стараются купить детям даже в семьях со скромным доходом. Но даже если качественные книги вам действительно не по карману, всегда можно попытаться найти выход. Создайте обменный фонд с родителями друзей вашего малыша, попросите родных и близких дарить ребенку хорошие книги на праздники, запишитесь, наконец, в районную библиотеку, они по-прежнему существуют, абсолютно бесплатны, и на первые шесть-семь лет жизни книга вашему малышу там точно хватит.


Седобородый старичок работает чисто: не оставляет отпечатков пальцев и ворсинок с одежды. Только подарки! Не обязательно ловить его на горячем, чтобы убедить малыша: волшебник есть! Пара следов на снегу заставили человечество поверить в снежного человека. А существование Деда Мороза ставится под сомнение. Да, этот персонаж не наследил в Гималаях, но то, что он делает, куда важнее. Ты замечал: чем ближе 31 декабря, тем улыбчивее становятся люди, возникает желание нарядить елку. Согласись, что вера в чудо украшает жизнь. Постарайся, чтобы кроха не усомнился: добрый дедушка был, есть и будет! У него есть адрес. Северный полюс, до востребования, Деду Морозу – так вы с крохой напишете на конверте и вложите в него письмо с перечнем пожеланий. Расскажи, что в том далеком уголке мира всегда лежит снег. Достопримечательность зимнего царства – северное сияние. Без труда перевоспитывает вредин. Наделить героя конкретными чертами характера – один из простых способов оживить его. Непременно скажи ребенку, что добрый дедушка справедлив. Он приходит в гости только к тем, кто вел себя хорошо. Стал замечать, что малыш превратился в настоящего ангелочка? Это простое подтверждение того, что он поверил папочке. Молодец, ты на правильном пути! Только не перегибай палку и не шантажируй непоседу каждый раз, когда хочешь повлиять на него. Иначе волшебная атмосфера быстро рассеется. Ему посвящены стихи и песни. Все тексты о Деде Морозе пестрят подробностями: красный нос, длинная белая борода из ваты… Такое описание можно делать только в том случае, если видел героя. У него большой штат сотрудников. Правая рука кудесника – Снегурочка (она же внучка). Работают на него и снеговики (следят за порядком), гномы (забирают конверты с желаниями и упаковывают подарки). Есть у дедушки и личный транспорт: санки с оленьей упряжкой. И если на улице вы встретите сразу несколько Дедов Морозов, ты легко выйдешь из положения, объяснив почемучке, что они просто помощники, выполняющие важные поручения. Чудеса – его рук дело! Во время генеральной уборки ты отодвинул диван и нашел за ним часы, которые считал давно потерянными. Там же оказался паровозик (малыш и не чаял его найти). Твоя искренняя радость и удивление – лучшее подтверждение того, что чудеса творят не родители, а кто-то другой. Кто? Да Дед Мороз, конечно! Папа знает его биографию. Не штудируй труды фольклористов и историков. Расскажи крохе, что когда-то Деда Мороза звали Зимник (от слова «зима»). Где он пройдет, – там выпадает снег. Со временем дел у него прибавилось, и теперь он не представляет жизни без того, чтобы дарить детям радость. Он угадывает желания. Коробочки, которые материализуются под елкой, восхищают. Каково же удивление крохи, когда внутри он находит то, о чем мечтал. Кто усомнится, что дома побывал волшебник? Возможен и другой вариант. В канун Нового года раздается звонок в дверь: на пороге – Дед Мороз. Он опускает руку в мешок и… извлекает желанный подарок! Не рассказывай крохе, кто и как расшифровал его послание. Он снимается в кино. Сколько фильмов и мультиков с добрым старичком в главной роли (в «Полярном экспрессе» он кинозвезда мировой величины)! Все истории разные, но каждая подтверждает твои слова: кудесник существует и не устает творить добро. Рисует узоры на окне. Ты знаешь, что росписи на стеклах – игра воды с температурой. Не проводи урок природоведения. Лучше скажи, что автор картин – Дед Мороз. Ему достаточно дунуть в окно – и шедевр готов! На прогулке ловите на варежки снежинки и рассматривайте их. Такую диковинку мог сделать только чародей! А коль есть творение, существует и мастер, создавший его. Даже музей открыли! В декабре 2003 года в заповеднике «Беловежская пуща» в Белоруссии был открыт музей Деда Мороза (какой выдуманный персонаж похвастается этим?). Расскажи малышу, что там есть и домик Снегурочки и колодец, откуда дедушка берет воду для сосулек. Он пришел в гости! Проще простого заказать новогоднего дедушку в агентстве. Но где гарантия, что у пришедшего в ответственный момент не отклеится борода? Если хочешь, чтобы все было сделано отлично, берись за это, папочка, сам. Одолжи костюм у знакомых. Переоденься на лестничной площадке или у соседей. Обрати внимание на детали. Сними часы (малыш может их заметить), поработай с голосом (должен быть густой бас). И отправляйся к себе домой, не боясь быть узнанным.


Каждый вечер родители участвуют в одном и том же, ставшем уже привычным, спектакле: ребенок отчаянно сопротивляется, когда подходит время отправляться спать. Он то начинает хныкать, то хочет пить или есть. Когда же его удается уложить, он снова вскакивает, чтобы его еще раз поцеловали на ночь. Как избежать ежевечерних споров и конфликтов с ребенком? Отправить отпрыска в кровать и, главное, добиться, чтобы он сразу уснул,—миссия в высшей степени сложная и деликатная. Чаще всего проблема урегулируется сама собой к 5–6 годам, когда, устав за день, ребенок засыпает сам, спонтанно, причем не обязательно в своей кровати, а в любом месте, где сон застигнет его. Но до этого сколько нервов и конфликтов! По мнению психологов, нежелание ребенка идти спать объясняется очень простыми причинами. Уже с раннего возраста он понимает, что, когда его укладывают в кровать, жизнь в доме продолжается. Он чувствует себя изолированным от семьи, в стороне. В это же время появляются различные неприятности: страшные сны, боязнь одиночества и темноты. Не очень-то легко одному справиться с ночными чудовищами. Родители должны понимать, что, оставляя ребенка один на один с ночными страхами, требуют слишком многого от его психики и от его способности к самостоятельности. Какой бы чепухой ни казались вам детские страхи, они реальны. Обязательно поговорите о них с ребенком. Если он боится темноты, оставьте в его комнате включенным слабый ночник, не закрывайте плотно дверь и позвольте ему спать в окружении любимых плюшевых игрушек. Соблюдайте своеобразный ритуал по отходу малыша ко сну: ванна, пижама... В точном и неизменном порядке. Ребенок успокаивается от обыденных рутинных операций. Он уже знает точное время, когда ему надо ложиться, поэтому не готовит никаких неприятных сюрпризов. Он готов к тому, что сейчас он идет чистить зубы, затем—туалет, а потом уже в кровать. Никогда не укладывайте ребенка в спешке. Выделите время, которое вам понадобится, чтобы посидеть с малышом, рассказать ему сказку. Если, укладывая ребенка, вы будете торопиться, он поймет, что вы хотите поскорее избавиться от него. Но и не переусердствуйте, поскольку ребенок будет любой ценой пытаться продлить этот ритуал. Держитесь стойко и как бы случайно информируйте малыша о ваших действиях «после», предупреждая его: «Я прочитаю тебе еще одну историю, и все». Бесполезно рассчитывать на благоразумие ребенка, задавая ему вопрос: «Ты не думаешь, что в это время уже пора идти спать?» В ответ вы услышите: «Я еще не хочу». Исходя из потребностей ребенка во сне и времени его пробуждения, а также из вашего собственного режима, назовите час, в течение которого надо начинать укладываться, и старайтесь придерживаться этого времени. Исключение могут делаться разве что на семейные торжества или в начале каникул. Можно сделать поблажку накануне выходных, но при этом надо объяснить, что это лишь потому, что завтра не надо рано вставать.


Современные мамы рано стараются вернуться к активной социальной жизни и потому вынуждены разлучаться с ребенком раньше того срока, когда ребенок уже готов к разлуке. А ведь помимо расставания с мамой на малыша сваливаются страхи в лице новых, посторонних людей, детей, нового режима. При нормальном развитии у малышей в 8-9 месяцев появляется чувство тревоги и даже страха перед чужими людьми. Параллельно с этим, все более усиливаются страхи перед расставанием мамой, к которой он более всего привязан. Своего максимума страх достигает, когда малышу исполняется 1,5-2 года. Затем, по мере развития ребенка и овладением социальными навыками, этот страх ослабевает Поэтому, родителям, которые, по той или иной причине, должны выйти на работу, когда их малышу еще не исполнилось 2-х лет, невозможно обойти и проигнорировать проблему привыкания ребенка к детскому саду. Если в семье нет хорошей постоянной няни, а никто из близких ее заменить не может, то определять ребенка в детский сад лучше в период от 9 до 12 месяцев, пока страх разлуки с мамой еще не достиг максимума. Несомненно, для этой цели наиболее подошел бы частный детский сад, в котором количество детей ограниченно, а качество питания и ухода за ребенком гарантировано. Самое неподходящее время начала посещения детского сада в период от года и до 2-х лет. Значительно менее травмирующим для ребенка является начало посещения яслей (детского сада) в 2-3 года. В этом возрасте малыш на основе уже усвоенного им положительного опыта общения с родителями или няней, и по мере развития этого опыта, способен довериться новым людям - воспитателю, няне и медсестре в яслях или в детском саду. Правда, контакты ребенка в этом возрасте с другими детьми в детском саду менее значимы в плане адаптации малыша, несмотря на его большой интерес к сверстникам. Эти контакты разовьются, и будут иметь значительно больший вес в 3-4 года и далее. Подбирая ясли или детский сад для ребенка, убедитесь, прежде всего, что воспитатели и нянечки внушают доверие и на них можно полностью положиться в вопросе ухода за ребенком. Этот критерий должен стать определяющим среди других прочих, таких как: близость детского сада к дому, параметры и внешний вид помещения, обилие игр и игрушек, количество детей в группе, график работы и т.п.


Сон, засыпание, ритуалы укладывания у каждого ребенка свои индивидуальные. Все зависит от возраста, от личности, характера и темперамента ребенка, от ситуации в семье, от здоровья ребенка и от стиля воспитания родителей. Многим детям до 3 лет требуется много телесного контакта, они успокаиваются только тогда, когда чувствуют тепло маминого тела, дыхание. Поэтому таких детишек нужно приучать спать не раньше 3 лет, то есть с возраста, когда у ребенка формируется самостоятельность. Стиль воспитания в семье также влияет на ритуалы засыпания. Например, когда мама настаивает на том, что ребенок должен спать один, а бабушка нет, качает, долго укладывает ребенка, кладет с собой, то ребенок долго будет проситься спасть с мамой и отказываться от своей кроватки. Если вы все-таки уверены, что пришла пора и ваш ребенок может засыпать быстро, спать один и спать долго, необходимо выполнить несколько основных вещей: Перед сном не играть в активные игры. Ребенок должен знать, что вы настроены решительно и если сказали, что он будет спать один, то обязательно выполнять это обещание. Перед сном строго выполнять одни и те же действия (так называемый ритуал перед сном) – например, идем умываться, одеваем пижамку, прощаемся с игрушками, кладем рядом любимую игрушку, читаем одну маленькую сказку, поворачиваемся на бочок, закрываем глазки. Ложиться спать в одно и тоже время. Положительное отношение к кроватке как месту для сна имеет большое значение для малыша, особенно если вы вместе купили постельное белье с детским рисунком, вместе застелили. Посидеть немного рядом, погладить, подержать за ручку. Первое время будет тяжело, но если вы будете все действия согласовывать и четко выполнять, то через какое-то время (2-3 недели обычно) ребенок начинает спать один. Еще одно условие – все в семье настроены так же, как и вы, все соблюдают правила сна и строгий режим. В доме – спокойная доброжелательная атмосфера. Что делать, если ребенку снятся страшные сны? Причин такого поведения ребенка может быть несколько. Это и ситуация в семье (размолвки, развод, напряженные отношения между супругами, болезнь или смерть родственников), и особенности характера, личности ребенка, стечение неблагоприятных жизненных обстоятельств. Ребенок также мог испытать сильный стресс, мог чего-то сильно испугаться, при чем вы этого могли и не заметить. Прерывистый сон, беспокойный может быть так же следствием невроза. Оцените обстановку в семье – может, что-то происходит, что приносит ребенку переживания, что его психика не может переработать и защититься. Выясните, что же конкретно снится ребенку и персонаж или ситуация могут подсказать вам, что переживает ребенок днем. Прежде чем бить тревогу, попробуйте успокоиться сами, ведь чем беспокойнее ведет себя ребенок во сне, тем беспокойнее становится мама от того, что происходит с ее чадом. Как только ребенок проснется ночью, спокойно подойдите к нему, погладьте по головке, пошепчите приветливые слова, возьмите на руки и покачайте. Для мальчиков важна защита отца, поэтому поговорите с папой, чтобы он уделил ребенку больше внимания. Дайте ребенку возможность больше играть днем, так как недостаточная игровая активность может быть одной из причин беспокойства. Как приучить спать большого ребенка одного. Существует и такая проблема: многие родители жалуются, что ребенку скоро в школу, а он все к родителям в спальню бегает. Обычно это уже проблема в характере самих же родителей. Ребенок пользуется вашей мягкостью и отсутствием настойчивости, особенно когда выраженных страхов и беспокойств у ребенка не наблюдается. Поэтому чтобы приучить ребенка засыпать самостоятельно, да еще и в своей комнате, вам нужно: Проявить настойчивость и сообщить, что «девочка (мальчик) ты у нас уже довольно большая (ой) и нужно уже вести себя, как взрослому, поэтому начнем мы с того, что спать ты будешь сам (а) и только в своей комнате». Делать это, конечно же, нужно постепенно, но настойчиво, дать понять, что вы настроены твердо. Пообещайте, что иногда, допустим, по субботам, ребенок будет засыпать с вами. Так как, может, ребенку не хватает в течение дня телесного контакта с родителями и общения, вот он и пытается таким образом компенсировать недостаток. В других сферах деятельности ребенка нужно также поощрять самостоятельность и проявление взрослости, активность. Обязательно хвалить за это. Подумайте и вы о том, не приуменьшаете ли вы возраст ребенка, не считаете ли его меньше того возраста, который есть в данный момент. Ведь нередко дети чувствуют себя в соответствии с тем возрастом, на который делают акцент родители. Оставляйте ночник, давайте с собой игрушку. Если ночью чадо пришло к вам, отведите в кроватку, посидите немного, но с собой не стоит оставлять. Если вы все будете делать постепенно, правильно и проявите настойчивость, то довольно сон в своей кровати наладится.


Страх – естественное человеческое чувство. Звучит банально, но так оно и есть. Он предупреждает нас об опасности, тем самым предзащищая нас от нее. Страх – неотъемлемая часть инстинкта самосохранения, и если бы не он – говорить о страхах было бы некому и не с кем. Однако, детские страхи нередко удивляют нас своей непоследовательностью. Кощея и Бабу-Ягу отличает главным образом то, что они «лишены всего человеческого». Кощей бессмертен, а у Яги – костяная нога: оба они «нелюди». Перед сном В возрасте около трех лет у детей нередко появляется страх темноты. Хоть мама и рассказала малышу тридцать три сказки, он отказывается отпускать ее. Плачет, просит оставить дверь открытой или - жалуется, что «в углу сидит волк». Иногда такие страхи подкрадываются к ребенку не перед сном, а среди ночи: малыш просыпается от кошмара, долго не может перестать плакать, затем забирается в родительскую кровать, и уже до утра отказывается покидать ее. После серии неприятных снов ребенок может бояться засыпания: вдруг нехороший сон приснится вновь? Тогда пугающие образы из снов перемещаются еще и в комнату: ребенок начинает жаловаться на них перед засыпанием. Затем те же неприятные видения являются к нему и во сне. Если аккуратно расспросить малыша, про что был нехороший сон, ребенок обычно в одной-двух фразах описывает картину физической угрозы: «Приходил волк и кусал меня за пятки». У трехлеток пугающий образ волка встречается чаще всего. Он символизирует агрессию, опасность, боль и детскую незащищенность от всего этого. Возраст трех лет – классический период детских страхов, и в «небольших количествах» такое поведение можно считать вполне нормальным. Дитя, всё это время неутомимо постигавшее окружающий мир, занималось тем, что училось его предсказывать. Утром бывает завтрак, а ужин – вечером; с неба обычно льется дождь, а сок – из пакета, у папы низкий голос, у мамы – высокий; Одновременно с этим малыш накапливает знания о том, что в мире существует немало опасностей. Он уже достаточно смышленый, чтобы принимать родительские объяснения всерьез, и список возможных неприятностей в голове ребенка довольно длинный: огонь может обжечь, собаки могут кусаться, машина может задавить, с незнакомым дядей никуда ходить нельзя. Он приходит к открытию: есть вещи, которые предсказывать невозможно. Например – темнота может скрывать предметы, и фантазия услужливо предлагает ребенку все образы по очереди из списка известных ему опасностей. И волк – это собирательный образ плохого, а темнота – наиболее часто встречающийся антураж возникновения возрастных страхов. Проработка и усвоение всей этой информации требует времени, и у трехлетки количество переходит в качество постепенно: он уже довольно много знает о том, что бывает, но не всегда умеет сам успокоиться, размышляя об этом. Если вам кажется, что ребенок чрезмерно пуглив, зациклен на плохих образах, много твердит про это, помогите ему проработать тему опасности. Рисуйте вместе с малышом на тему «что бывает», с подробными обсуждениями способов спасения. Играйте в пожар и пожарников, «скорую помощь» и врачей, землетрясения и спасателей. В процессе игр подробно и конструктивно рассказывайте, какие меры помогут спасти людей и оказать им помощь, отвечайте на все вопросы. Финал у игр всегда должен быть позитивный. Также отлично снимает вечернюю тревогу самая обычная игра в жмурки. Относитесь к вечерним капризам ребенка более терпимо: удлините ритуал укладывания, оставьте зажженным ночник. И ни в коем случае не прогоняйте малыша, если он пришел к вам ночью. Мама, а ты умрешь? В том же возрасте дети начинают всерьез выяснять у своих родителей ответ на извечный вопрос «куда?», который, как ни странно, беспокоит малышей ничуть не меньше, чем вопрос «откуда?». Обычно современные мамы и папы к трем годам успевают описать малышу основные этапы деторождения, и эта новость для ребенка уже не свежа. Однако, вопрос, куда деваются живые существа после – всё время остается открытым, и однажды ребенок созревает для нового вопроса. Обычно он звучит так: «Что такое «умереть»?», «А как это – мертвый?» или «Что значит «умер»?». Самый первый ответ на этот вопрос чаще всего бывает крайне невнятным, например: «Я тебе чуть погодя расскажу» или: «Что-что. Вырастешь – узнаешь!». Родительский испуг трехлетний малыш обычно ловит на лету, поэтому главное из такого неразвернутого ответа он все же успевает уловить. Умереть – страшно, даже для папы с мамой. А теперь попробуйте придумать более благодатную почву для возникновения разнообразных страхов! Разумеется, малыш остается в смятении. Ответа на свой вопрос он не получает, но сам вопрос так и остается висеть в воздухе. Выждав несколько дней, чадо делает новый заход, чуть более сложный: «А где сейчас твой дедушка?», затем: «А папин дедушка?», затем: «А что значит «навсегда уснул»?». Если родители и дальше продолжают «пудрить ребенку мозги», уходя от самой неприятной на свете темы, ребенок и правда может заплатить за эту пугающую неизвестность приходом тревоги и страхов. Нередко страх темноты, страх заснуть, остаться одному в комнате, а также – беспричинный плач и «капризы» – могут объясняться как раз тревогой смерти, которая возникла из-за непроработанности этой темы. Ведь детские фантазии гораздо страшнее всего, что есть на самом деле, хотя бы потому, что они иррациональны и неконтролируемы. Самое лучшее, что можно сделать для предотвращения возможных проблем – это подготовиться к разговору заранее. Незадолго до того, как задать свой вопрос впервые, дите наверняка начнет интересоваться, так сказать, круговоротом вещей в природе. Малыш будет спрашивать, что произошло с сухим деревом, сорванным цветком, мертвой кошкой. Постарайтесь отвечать на все эти вопросы предельно честно: дерево больше не распустится, цветок – завянет, кошка никогда не будет бегать. Да, их всех жалко, но это закон и так было, есть и будет всегда. И, в каком-то смысле, новые цветы и кошки будут обязаны появлением своим предшественникам. Страх и печаль – вещи разные. Печаль – это информация, которой вы тоже можете поделиться с малышом. Вам грустно от того, что все мы смертны. Но печаль – лучше ужаса неизвестности. Кощей и Бабка-Ёжка Это наиболее распространенные персонажи страхов у малышей от 3 до 4 лет. Одни дети «приносят» их в сад из дома, другие наоборот – домой из сада. Так или иначе, если вашему ребенку четвертый год, очень скоро он заявит, что «в шкафу сидит Кощей и его надо убить!». Не нужно пугаться кровожадности чада: оно совершенно право. Кощея и Бабу-Ягу отличает главным образом то, что они «лишены всего человеческого». Кощей бессмертен, а у Яги – костяная нога: оба они «нелюди». Игры детей с этими образами – это также проработка темы смерти и осмысление того, чем живое отличается от мертвого. Одновременно с этим, оба персонажа вмещают в себя все самое плохое, что только есть на свете. Они вероломны, лживы, безжалостны, они делают только одно зло и таят в себе опасность. Поэтому, фантазирование вокруг этих образов очень полезно малышу: играя в спасение от Кощея или в победу над Ягой, ребенок еще раз вдумывается в понятия Добра и Зла и научается лучше отличать одно от другого. Кроме того, он учится распознавать плохое и преодолевать страх неизвестного, о котором упоминалось выше. Не развенчивайте «опасность» этих сказочных героев преждевременно, тем самым вы лишаете ребенка возможности постигать хорошее и плохое в сказочной форме. Никогда не берите злодеев в союзники, утверждая, что они похищают непослушных детей – это и вовсе ошибочный педагогический ход, ведущий к закреплению страхов. Лучше - играйте вместе с малышом: побеждайте Бабку-Ёжку, прогоняйте Кощея. Они, конечно, будут приходить снова, но всё реже и реже: примерно к пяти годам и вовсе позабудут к вам дорогу. Если же ребенок «зациклился» на каком-либо страшном образе, чрезмерно часто упоминает о нем, «вплетает» его во все свои страхи, «видит» его в темных помещениях и снах – вот тут стоит остановиться и разобраться в некоторых вещах. Возможно, у малыша есть некий хронический стресс, о котором родители не знают или же – недооценивают его. Повышенную тревожность может провоцировать неспокойная обстановка дома или в саду. Также, навязчивые, пугающие персонажи страхов могут символизировать кого-то из ближнего окружения ребенка, кто чрезмерно давит на малыша, жестко наказывает. Страх может сигнализировать о том, что баланс между позитивным и негативным вниманием в воспитании ребенка нарушен, обо всём этом нужно подумать отдельно.


Острый живот у детей
Это клинический синдром, развивающийся вследствие повреждения или острого заболевания органов брюшной полости и забрюшинного пространства, требующий
Закаливание ребенка
Лето является самым лучшим временем для того, чтобы начать закаливать ребенка. Ведь так приятно, когда ветерок ласкает кожу и ласково греет солнце. В
Кислородный коктейль в домашних условиях
Сегодня для того, чтобы полакомиться кислородным коктейлем не обязательно идти в кафе или больницу. Все стало гораздо проще. Теперь приготовить
Тонзиллит у ребенка. Лечение тонзиллита
Тонзиллит — это воспаление миндалин (гланд). Основная функция миндалин — защитная: они вырабатывают иммунные и биологически активные вещества,
Сердечно-сосудистые заболевания у детей
Сердечно-сосудистые заболевания — наиболее распространенные в настоящее время. Как свидетельствуют наблюдения врачей, многие болезни сердца и сосудов
Спаечная кишечная непроходимость у детей
Другой важной причиной, вызывающей непроходимость кишечника у детей, является спаечная болезнь. Сущность ее заключается в том, что между петлями
Доверять ли компьютерной диагностике?
Возможность «заглянуть в себя» стала делом доступным – компьютерную диагностику предлагают чуть ли не на каждом углу Стоимость услуги колеблется от
Осторожно... офис! Будущая мама на работе
Течение беременности зависит от многих факторов, поэтому очень важно знать, какие аспекты жизни будущей маме необходимо скорректировать с учетом ее
Восковая депиляция в домашних условиях
Восковая депиляция считается одним из самых доступных и долгосрочных средств удаления нежелательных волос. Однако для гарантии получения желательного
Приводим тело в норму после родов: убираем живот
Как с помощью упражнений сделать плоским и красивым живот после родов. Вернувшись из роддома домой, новоиспеченная мамочка с головой окунается в
Как разгрузить организм после майских праздников
Как же правильно разгрузить организм после потребления тяжелой для желудка пищи - шашлыков. Для большинства из нас майские праздники - все равно что
Макияж под очки
Времена, когда тебя дразнили "очкариком", далеко в прошлом. Большинство твоих знакомых парней наверняка подтвердят, что девушка в очках выглядит


Сайт для молодых мам © 2012 Все права защищены. Powered by AGYSYA


Яндекс.Метрика