Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей (Часть 2)
Раздражение дыхательного центра осуществляется через систему -легочных рецепторов — барорецепторов (вследствие растяжения ткани легких при вдохе), через интерорецепторы других арганов, а также в результате гуморальных факторов, среди которых наибольшее значение имеет соотношение кислорода и углекислоты в крови. Недостаток кислорода оказывает раздражающее действие на хеморецепторы каротидной и аортальной зон, затем через ретикулярную субстанцию передается в дыхательный центр.
Из возбужденного дыхательного центра импульсы направляются к дыхательной мускулатуре, в частности к диафрагме. Уплощение ее куполов вследствие сокращения приводит к расширению грудной клетки, уменьшению давления в альвеолах (давление атмосферного воздуха выше давления в альвеолах), в результате чего наступает вдох. Возбуждение дыхательного центра, предшествующее вдоху, сменяется торможением, вследствие чего поток импульсов к дыхательной мускулатуре прекращается, объем грудной клетки и легких уменьшается (давление в альвеолах больше атмосферного) и наступает фаза выдоха.
Ритмичность в работе дыхательного центра зависит от образования устойчивых связей с подкорковой областью и корой. Считают, что дыхательный центр сам по себе обладает способностью ритмичных зарядов, возникающих под влиянием импульсов извне или изменений внутренней среды организма.
Газообмен, осуществляющийся между наружным воздухом и легкими, называют внешним дыханием. В легких благодаря разности парциальных давлений кислород из альвеол переходит в кровь, а углекислота из крови — в альвеолы — легочное дыхание. Сущность тканевого дыхания заключается в переносе кислорода из крови к тканям и отдаче последними углекислоты.
Внешнее дыхание включает в себя воздух дыхательный (количество, которое входит в альвеолы), дополнительный (количество, которое ребенок может вдохнуть дополнительно), запасной (количество, которое ребенок может дополнительно выдохнуть) и так называемый остаточный (который всегда остается в альйеолах). Воздух дыхательный, дополнительный и запасной составля* ет так называемую жизненную емкость легких (ЖЕЛ).
Вследствие уменьшения глубины дыхания жизненная емкость легких у детей уменьшена. По данным Ю. Ф. Домбровской (1962), в 4 года жизненная емкость легких в среднем'равна 1090 мл, из которых объем дополнительного воздуха составляет 480 мл, дыхательного — 120 мл и запасного — 490 мл. К 8 годам при ЖЕЛ 1470 мл объем дополнительного воздуха составляет 650 мл, дыхательного — 170 и запасного — 650 мл. К 12 годам при жизненной емкости легких 2110 мл объем дополнительного воздуха составляет 950 мл, дыхательного— 260 и запасного — 900 мл. К 16 годам при жизненной емкости легких 3500 мл объем дополнительного воздуха равен 1600 мл, дыхательного — 400 и запасного— 1500 мл. Таким образом, с возрастом происходит непрерывное увеличение дыхательного резерва. Невыгодные же условия работы аппарата внешнего дыхания и малые компенсаторные возможности приводят к тому, что в раннем детском возрасте легко возникают гипоксемические состояния.