Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей
Органы дыхания у ребенка в анатомическом и функциональном отношениях несовершенны. Нос относительно мал,, короток. Носовые ходы узкие, нижний почти отсутствует. Вследствие этого воздух плохо согревается. Слизистая оболочка носа нежная, богата кровеносными и лимфатическими сосудами. Малейшее ее набухание очень затрудняет дыхание и сосание. Часто наблюдающийся ринит у грудного ребенка нередко сочетается с фарингитом; процесс локализуется иногда и з гортани, трахее и бронхах. Придаточные полости носа развиты слабо. Несмотря на это, в самом раннем возрасте возможны синуситы, которые могут способствовать развитию пневмоний.
Глотка у детей раннего возраста относительно коротка и узка. Гортань мала. Ложные голосовые связки богаты кровеносными сосудами, легко набухают, что является причиной ложного крупа. Просвет трахеи узок. Слизистая оболочка богата сосудами. Бифуркация трахеи у новорожденных соответствует уровню II—III грудных позвонков, у*детей до 5 лет— III—IV и у 12-летних — V позвонку.
Трахея делится на два главных бронха -^правый и левый. Бронхи у детей раннего возраста тоже узки и слизистая оболочка их богата сосудами, в связи с чем воспалительные процессы наступают легко, а просвет бронхов значительно суживается. Это способствует развитию ателектазов. К моменту рождения развитие бронхов не закончено. В постнатальном периоде происходит дальнейший рост бронхиального дерева и дифференци-ровка стенок бронхов.
Главной структурной функциональной единицей легких является ацинус, состоящий из бронхиол 1-го, 2-го и 3-го порядка, альвеолярных ходов и альвеолярного доешка. Альвеолы маленьких детей бедны эластической тканью, что объясняет склонность к ателектазам, а также к развитию эмфиземы. Альвеолярный эпителий не дифференцирован, вследствие чего газообмен несовершенен.
Вес легких новорожденного, по данным Н. П. Гундо* бина, составляет 7б4 веса тела, к 6 месяцам он удваивается, к году — утраивается, а к 12 годам увеличивается в 10 раз. Процессы роста и диффереыцировки функциональных элементов легкого заканчиваются к 7 годам (А. И. Струков, 1933). Большое значение имеют сведения о сегментарном строении легких, согласно которым следует различать (А. И. Струков и И. М. Кодолова, 1959):
1. Легкое с соответствующими правым и левым главными бронхами (бронхи 1-го порядка).
2. Долю и долевой бронх (бронхи 2-го порядка).
3. Сегмент и сегментарный бронх (бронхи 3-го порядка).
4. Субсегмент и субсегментарный бронх,
5. Дольку и внутридольковый бронх.
6. Ацинус и терминальную бронхиолу.
7. Альвеолу и альвеолярный ход.
К моменту рождения у ребенка уже сформированы все сегменты, однако в дальнейшем продолжается дифференцировка их. Каждый сегмент имеет самостоятельную иннервацию, артерию и вену. Справа легкое имеет 10 сегментов, слева — 9, реже 10. Плевра у новорожденных очень тонкая. .Плевральная полость образуется висцеральным и париетальным листками.
Форма грудной клетки отличается тупым эпигаст-ральным углом, ребра располагаются почта перпендикулярно,^ позвоночнику. Грудная клетка находится постоянно как бы в состоянии вдоха. С возрастом грудная клетка из инспираторного положения постепенно переходит в экспираторное. Диафрагма у детей стоит высоко, что ограничивает возможности вентиляции легких.
Основной физиологической функцией органов дыхания является снабжение организма кислородом. Эта функция осуществляется в содружестве с другими органами благодаря акту дыхания. Регуляция дыхания осуществляется рефлекторно через дыхательный центр. Основным звеном дыхательного центра является бульварное, расположенное в продолговатом мозге.