Логин:  
Пароль:
Беременность и женщина Послеродовой период Новорожденный Детские заболевания Здоровье и красота будущей мамы
Новости
Режим дня ребенка

Режим дня ребенка

Основным условием для спокойного уравновешенного состояния нервной системы ребенка и нормального развития всего детского организма является правильная организация его жизни с момента рождения, иначе говоря, установление для ребенка определенного
05.06.13

Уход за недоношенными детьми

Уход за недоношенными детьми

Недоношенными называют детей, родившихся до истечения 40-недельного срока беременности, имеющих вес от 1000 до 2500 г и рост от 35 до 45—47 см. Причинами преждевременного рождения ребенка чаще всего бывают заболевания матери, физические и
04.06.13

Новый образовательный стандарт для начальной школы: испытание практикой

07.10.12 | Категория: Школа

Новый учебный стандартС 1 сентября 2011 года начальная школа переходит на новый учебный стандарт. Учеников младших классов ждут новые способы познания окружающего мира и качественно отличающиеся педагогические технологии. "ФГОС: испытание практикой", интервью с зам.директора ИСИО РАО Логвиновой И.М. С сентября по ноябрь 2008 года в 378 школах 14 регионов РФ - от Калининграда до Якутии – проходила апробация нового стандарта начальной ступени общего образования. Впервые в истории демократической России в роли экспертов, оценивающих документ такой государственной важности, выступили сами педагоги (более трех тысяч учителей), работники институтов повышения квалификации, медики, представители бизнес-сообщества, родители, ученики. О том, как был построен, организован и реализован этот уникальный по своим масштабам и задачам национальный проект, рассказывает заместитель директора Института стратегических исследований в образовании РАО, руководитель Федерального центра апробации ФГОС второго поколения, кандидат педагогических наук, доцент Ирина Логвинова. Вопрос: Ирина Михайловна, как вам и вашим коллегам удалось, казалось бы, невозможное: объединить общей целью, вовлечь в творческий процесс создания новой идеологии множество людей, отнюдь не всегда и далеко не везде настроенных на перемены? Ответ: Я и сама удивляюсь достигнутым результатам: настолько они многогранны, конкретны, практически ценны, а порой и неожиданны для нас. Мы получили из регионов мощную энергетическую волну поддержки. Мы начали с обеспечения оперативного обмена информацией с территориями. Для обсуждения горячих вопросов в режиме онлайн, хранения отчетных материалов, отслеживания статистики мы создали СКИВ – сетевой комплекс информационного взаимодействия. Через этот комплекс только в сентябре и октябре мы оказали более 40 персональных консультаций, выставили более 150 сообщений, инструктивных писем, справочных материалов, административных указаний. Общение в сети позволило восполнить многие пробелы, возникавшие по причине жесткого цейтнота, когда на местах не удавалось полноценно изучить весь гигантский массив адресованных им документов. Судите сами: теперь мы можем оперативно в течение дня получить от-клик на любой наш документ из 14 апробационных территорий. Нужно ли говорить, как это важно для управления грядущим процессом внедрения ФГОС на всей территории страны? В: Какие же конкретно результаты дал эксперимент? И есть ли среди них такие, которые порадовали, удивили вас и ваших партнеров из федерального центра апробации стандарта? О: Вот один пример. Для апробации мы предложили 260 заданий, позволявших оценить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы (ООП). Эти задания касались трех предметов – Математики, Русского языка и Окружающего мира. В ответ мы получили от педагогов тысячи поправок, замечаний, уточнений, пожеланий – буквально по каждому заданию. «Сложная формулировка», «Не учтены возрастные возможности детей», «Содержание задачи чересчур абстрактно, далеко от жизни» – это я читаю выдержки из откликов учителей. Все замечания учтены. По каждому из семи выставленных нами стратегических документов регионы представляли свое заключение с деловыми предложениями и оценками. Более того, по инициативе самих участников апробации во множестве городов и райцентров собирались установочные семинары, создавались переговорные площадки, своего рода методические клубы педагогов, работали временные научно-исследовательские коллективы (ВНИК) по адаптации примерных планов к реальным условиям той или иной территории. С повышенной нагрузкой действовали сайты и блоги региональных институтов повышения квалификации. Испытание стандарта практикой всколыхнуло умы, породило всплеск общественного творчества. «Мы вкусно работали, порой от усталости падая, – призналась мне на итоговом семинаре методист Ярослав-ского института развития образования Ольга Наумова. – Сколько нового узнали, какой огромный материал перелопатили! Все это, конечно, освежает душу, помогает профессиональному и личному прогрессу». «Мы настолько прониклись программой формирования универсальных учебных действий, что по-другому работать дальше не сможем», – резюмировали учителя из города Ивантеевки Московской области. В: Это замечательно, но ведь апробация не ограничивается только школой. Как результаты апробации сказались на других ее участниках? О: Нужно заметить, что и областные институты повышения квалификации почувствовали, как вырос их общественный авторитет благодаря апробации ФГОС. Кафедры и методические кабинеты начальной школы, которые обычно у нас держатся особняком, вольнее расправили крылья, также повысив свой статус в регионах, где это новшество обкатывалось. Вот почему имеет смысл говорить о результатах освоения этих инновационных документов как о веерном социальном эффекте. Чего стоит хотя бы решение образовательных властей Республики Саха (Якутия) сформировать свой БОП на основе присланного им образца. Они, по сути, вдохнули в нашу схему свой комплект идей, надежно под-крепленных опытом сотен и тысяч творчески настроенных учителей. В режиме сетевого взаимодействия мы поддерживали постоянную связь с центрами апробации на местах, проводили опрос среди их руководителей. Выяснилось, что в результате участия в апробации 81% «первоцелинников» готовы управлять процессом внедрения ФГОС второго поколения на высоком уровне. Такой же показатель среди управленцев, которые постигли тонкости содержания федеральных государственных стандартов общего образования начальной школы. Знание и понимание идеологии ФГОС улучшилось у 67% опрошенных, 92% руководителей образования отметили, что возросла их способность учиться у других, то есть способность к сотрудничеству как одному из универсальных учебных «продуктов», 74% усовершенствовали умение публично выступать на темы по ФГОС, у 59% укрепилась способность к самостоятельному обучению. В: Ирина Михайловна, а какие вопросы чаще всего задавали учителя во время встреч с авторами стандарта? О: Таких вопросов два, даже один, по-скольку первое замечание скорее носило характер одобрения. Учителям понравилось, что теперь ответ за успех обучения будет держать не только педагог, но и семья ученика, а также учредители школы. Второй вопрос самый популярный: как будут платить учителям за внеурочную деятельность? Иначе говоря, будут ли тратиться бюджеты на реализацию модели «Полный день»? Директор Троицкой школы выразился еще откровеннее: «Мы 10 лет ждали этого БОПа, работали в школе полный день, но как подпольщики. Теперь же твердо знаем – можно действовать открыто, строить свой полный день без оглядки на высшее руководство». В Ростовской области отреагировали еще более решительно: едва проекты новых документов появились, тотчас нашлись средства для того, чтобы в значительном числе ростовских школ стартовала программа полного дня. В: После «проверки на прочность» материалов ФГОС, в педагогическом сообществе о новом стандарте говорят не иначе как о новой идеологии, стратегии развития образования. А у всякой идеологии имеются свои родители. Кого, помимо уважаемых классиков науки – Выготского, Эльконина, Давыдова, Гальперина, вы бы назвали авторами этой идеологии? О: Действительно, ФГОС-2, и мы всегда подчеркиваем это, не являет собой нечто небывалое. Это продолжение многих достойных, проверенных теорий и идей в новых общественных реалиях. Его преемственность по отношению к действующему и предыдущим стандартам, которые готовили В.С. Леднев, В.В. Фирсов, М.В. Рыжаков, А.А. Кузнецов, очевидна, весомый вклад этих людей во ФГОС не может быть оспорен. Что же касается «центра тяжести» стандарта – концепции универсальных учебных действий, то ее авторами стали заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ А.Г. Асмолов и профессор кафедры возрастной психологии МГУ О.А. Карабанова, разработчики системы оценки достижения планируемых результатов Г.С. Ковалева и О.Б. Логинова. В роли научного консолидатора всего проекта выступили член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук А.М. Кондаков и действительный член (академик) РАО, доктор педагогических наук, профессор А.А. Кузнецов. В: Из документов видно: подведение итогов апробации было организовано так же основательно, как и сам эксперимент. Одна за другой прошли 14 региональных конференций. Что можно сказать по их итогам? О: Участники апробации в целом положительно оценили материалы стандартов и выразили готовность к их использованию. Не менее важно и то, что освоение новой идеологии консолидировало экспертно-профессиональное сообщество, государственные органы управления и общественность. Разработана эффективная модель апробации с использованием сетевого режима коммуникации. Эта модель теперь вполне может быть использована в ходе введения ФГОС во всей Российской Федерации. И наконец, сформирован заказ системе повышения квалификации работников образования: предстоит выстроить систему корпоративного, то есть командного, обучения учителей, руководителей школ в форме активных деловых игр, тренингов, практических занятий. Новый стандарт – это настолько крупная и многослойная научная конструкция, что говорить о ее идеальной и безупречной «отделке» было бы неправильным. Что-то получилось лучше, что-то хуже. Но это, несомненно, новый горизонт, новый шанс, новый профессиональный рубеж для всей отечественной школы.
(голосов:8)
Острый живот у детей
Это клинический синдром, развивающийся вследствие повреждения или острого заболевания органов брюшной полости и забрюшинного пространства, требующий
Закаливание ребенка
Лето является самым лучшим временем для того, чтобы начать закаливать ребенка. Ведь так приятно, когда ветерок ласкает кожу и ласково греет солнце. В
Кислородный коктейль в домашних условиях
Сегодня для того, чтобы полакомиться кислородным коктейлем не обязательно идти в кафе или больницу. Все стало гораздо проще. Теперь приготовить
Тонзиллит у ребенка. Лечение тонзиллита
Тонзиллит — это воспаление миндалин (гланд). Основная функция миндалин — защитная: они вырабатывают иммунные и биологически активные вещества,
Сердечно-сосудистые заболевания у детей
Сердечно-сосудистые заболевания — наиболее распространенные в настоящее время. Как свидетельствуют наблюдения врачей, многие болезни сердца и сосудов
Спаечная кишечная непроходимость у детей
Другой важной причиной, вызывающей непроходимость кишечника у детей, является спаечная болезнь. Сущность ее заключается в том, что между петлями
Доверять ли компьютерной диагностике?
Возможность «заглянуть в себя» стала делом доступным – компьютерную диагностику предлагают чуть ли не на каждом углу Стоимость услуги колеблется от
Осторожно... офис! Будущая мама на работе
Течение беременности зависит от многих факторов, поэтому очень важно знать, какие аспекты жизни будущей маме необходимо скорректировать с учетом ее
Восковая депиляция в домашних условиях
Восковая депиляция считается одним из самых доступных и долгосрочных средств удаления нежелательных волос. Однако для гарантии получения желательного
Приводим тело в норму после родов: убираем живот
Как с помощью упражнений сделать плоским и красивым живот после родов. Вернувшись из роддома домой, новоиспеченная мамочка с головой окунается в
Как разгрузить организм после майских праздников
Как же правильно разгрузить организм после потребления тяжелой для желудка пищи - шашлыков. Для большинства из нас майские праздники - все равно что
Макияж под очки
Времена, когда тебя дразнили "очкариком", далеко в прошлом. Большинство твоих знакомых парней наверняка подтвердят, что девушка в очках выглядит


Сайт для молодых мам © 2012 Все права защищены. Powered by AGYSYA


Яндекс.Метрика