Логин:  
Пароль:
Беременность и женщина Послеродовой период Новорожденный Детские заболевания Здоровье и красота будущей мамы
Новости
Режим дня ребенка

Режим дня ребенка

Основным условием для спокойного уравновешенного состояния нервной системы ребенка и нормального развития всего детского организма является правильная организация его жизни с момента рождения, иначе говоря, установление для ребенка определенного
05.06.13

Уход за недоношенными детьми

Уход за недоношенными детьми

Недоношенными называют детей, родившихся до истечения 40-недельного срока беременности, имеющих вес от 1000 до 2500 г и рост от 35 до 45—47 см. Причинами преждевременного рождения ребенка чаще всего бывают заболевания матери, физические и
04.06.13

Половозрастные и индивидуально-типологические особенности подростков

12.09.12 | Категория: Интересные статьи

Половозрастные и индивидуально-типологические особенности подростков Становление человека как индивидума и личности подразумевает диалектическое взаимодействие 2-ух относительно автономных, но неразрывно связанных рядов развития — натурального и общественного. Это положение определил еще в 1920-х гг. выдающийся российский психолог Л. С. Выготский. Натуральный ряд составляют процессы био созревания, включая половое; соц ряд — процессы обучения, воспитания, социализации в широком смысле слова. Процессы эти всегда взаимосвязаны, но не синхронны. Гетерохронность развития в подростковом возрасте проявляется в особенности рельефно, потому что пришествие физической, психологической и социальной зрелости во времени, обычно, не совпадает. Подростковый возраст обычно связывается с понятием физического развития, и сначала созревания. Но темпы физического развития подростков неодинаковы: один мальчишка (либо девченка) в 14-15 лет смотрится уже взрослым, а другой — еще ребенком. Как оказывает влияние физическое развитие на психологические процессы и характеристики личности? Конкретного ответа на этот вопрос быть не может, так как прямую связь меж физическим и психологическим развитием установить тяжело. Но опосредованное воздействие соматотипа (прирожденные конституциональные особенности организма) и темпа физического созревания на психику и поведение ребенка непременно. В итоге бурного и неравномерного роста у ребенка удлиняются конечности, движения его становятся неловкими и угловатыми. Осознавая это, ребенок смущается, старается замаскировать свою нескладность, принимая иногда ненатуральные позы. Даже легкий намек на особенности наружности вызывает у ребенка бурные аффективные реакции и грубость. Современная наука различает три главных соматотипа: эндоморфный (рыхловатый, с излишком жира); мезоморфный (стройный, мускулистый) и эктоморфный (худенький, костистый) (Кондрашенко В. Т., 1988). Мезоморфный тип (атлетическое сложение, высочайший рост) всегда ассоциируется у подростков с такими понятиями, как мужественность, сила, спортивность. Для подростка-мальчика высочайший рост и величие практически синонимы. Напротив, дети низкого роста, щуплые кажутся окружающим «маленькими» не только лишь в физическом, да и в социально-психологическом смысле. Наблюдения демонстрируют, что рослые мальчишки послушнее, держатся естественнее и требуют к для себя наименьшего внимания, чем их низкие сверстники. По оценке психологов, дети мезоморфного типа обычно более популярны, наименее интроспективны и кажутся более социально зрелыми, чем мальчишки со слабовыраженными мезоморфными компонентами. Дети с эндоморфной конституцией, напротив, изредка занимают ведущее положение посреди сверстников, нередко бывают предметом насмешек товарищей, имеют меньше способностей в выборе друзей и больше нуждаются в поддержке. В старшем подростковом возрасте дети с ретардацией физического развития почаще акселератов испытывают чувство своей неполноценности, отверженности. Часто устойчивая потребность в опеке смешивается у низких подростков с завышенной чувственностью, обостренной потребностью в эмансипации и самоутверждении. Но воздействие соматотипа на психику и поведение подростков не непременно и не совершенно точно. Одни, поняв свою физическую слабость, смиряются с ней, другие компенсируют физический недочет в другой, почаще умственном, сфере, третьи начинают усиленно заниматься спортом и часто добиваются завидных результатов. Воздействие соматотипа и темпа физического развития на психику и поведение у девченок выражено не так резко, как у мальчишек. Если мальчугану быть выше В посильнее сверстников всегда престижно, то высочайший рост и преждевременное половое со- зревание часто делают для девченки дополнительные психические трудности, отдаляют ее от сверстниц. Но то, что неприятно для девченки в ранешном подростковом возрасте, возможно окажется очень желательным в старшем подростковом. Всегда ли преждевременное физическое созревание благоприятно повлияет на формирование психики ребенка? На этот вопрос нельзя ответить совершенно точно. Не- изредка преждевременное созревание вызывает у ребенка тревогу, а появившее- ся половое желание накладывает отпечаток на поведение. С годами (после 20 лет), когда вопросы физической силы и роста для человека становятся наименее животрепещущими, бывшие акселераты длительное время могут оставаться более настойчивыми, конфликтными, претендующими на лидерство, а ретарданты — психологически более тонкими, чувствительными, гибкими. На психическое формирование ребенка, непременно, оказывает влияние степень его соци- ального возмужания. По-разному мыслят и по-разному ведут себя школьник и рабочий, не обремененный семьей парень и юный супруг. Некие исследователи считают рубежом социальной зрелости начало самостоятельной трудовой деятельности. Этот аспект, непременно, принципиальный, но он не единственный. Нель- зя не согласиться с И. С. Коном (1979), по воззрению которого, если взять за базу только этот аспект, получится, что ранее взрослеет сельская молодежь, по- том рабочая, позднее всех — учащиеся и студенты. Соц созревание — непростой процесс, темпы и этапы которого опреде- ляются такими основными аспектами, как окончание образования, приобрете- ние размеренной профессии, начало трудовой деятельности, вещественная зависимость от родителей, совершеннолетие, служба в армии, вступление в брак, рожде- ние первого малыша и т. д. Темпы общественного созревания в младшем и среднем подростковом возрасте невелики, потому что подавляющее большая часть подростков в это время обучается в школе и находится на иждивении у родителей. Но у неких из их, в особенности у акселератов, чувство взрослости и связанные с этим претензии «взрослого» человека возникают очень рано. У таких подростков обостряется желание скинуть с себя «иго» родительской опеки, получить полную самостоятельность. В старшем подростковом периоде темпы общественного развития приметно растут. На это время приходятся такие принципиальные для самоутверждения действия, как получение паспорта, призыв в армию, выбор профессии, начало трудовой Деятельности, которые почти во всем определяют поведение и психику ребенка. Общеизвестно, что у работающей молодежи ранее формируется чувство личной ответственности, определяется стоимость труду и деньгам. Претензии на полную эмансипацию сменяются поисками собственного места в мире взрослых. Следует, но, учесть, что соц развитие, так же как и физическое, протекает неравномерно. Ребенок может, к примеру, быть довольно зрелым в сфере трудовой деятельности, но оставаться немощным в вопросах быта (такая диспропорция социальной зрелости у многих людей может сохраняться на долгие и длительные годы). Не считая того, соц созревание по времени в большинстве случаев не совпадает с физическим. Если сопоставить современных подростков с их сверстниками 1940—1950-х гг. то окажется, что у сегодняшних подростков физическое созревание начинается ранее и завершается резвее, а соц, напротив, затягивается. Современные дети подольше обучаются и существенно позднее, чем их ровесники в прошедшем, начинают самостоятельную жизнь, а потому подольше сохраняют вещественную зависимость от родителей. Таким макаром, диспропорция физического и общественного созревания с очевидным доминированием темпа физического развития делает дополнительные психические трудности и почти во всем определяет особенности психики и поведения подростков. Принципиальным шагом подросткового возраста является процесс формирования самосознания. Конкретно в это время формируется осознанное отношение к своим потребностям и возможностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям. Самосознание выражается также в эмоционально-смысловой оценке собственных личных способностей, которая в свою очередь выступает в качестве обоснования необходимости действий и поступков. В базе самосознания лежит способность человека отличать себя от собственной жизнедеятельности. Это отношение к собственному осознанному бытию содействует формированию определенного представления о для себя самом, о собственных возможностях и способностях. Представление о для себя (личный образ собственного «я») складывается под воздействием воззрений и оценок окружающих, при соотнесении мотивов, целей и результатов собственных поступков с нормами поведения, принятыми в данном обществе. Самооценка — неотклонимый компонент самосознания, включающий наряду со познаниями о для себя оценку человеком себя самого, собственных возможностей, нравственных свойств и поступков. Верная самооценка помогает отнестись к для себя критически, верно сопоставить свои силы и способности с поставленной целью и реальными трудностями. В подростковом возрасте, на который приходится процесс формирования самосознания, самооценка в большинстве случаев бывает неадекватной. При всем этом ребенок либо завышает, либо занижает свои способности. В первом случае ребенок относится к для себя как к уже обладающему подходящими, престижными свойствами и возможностями (завышенная самооценка), во 2-м — относит себя к типу людей, у каких таких свойств и возможностей нет (заниженная самооценка). Как ранее говорилось, формирование личности у мальчишек и девченок имеет свои особенности, которые касаются всех сфер психологической деятельности, но в большей мере — умственной и чувственной. У мальчишек обычно больше выражена способность к абстрагированию, круг интересов их более широкий и дифференцирован. Но они нередко бывают беспомощнее сверстниц в решении практических задач, связанных с ежедневной жизнью. Девченки превосходят мальчишек в словесно-речевой деятельности, у их более выражено чувство соболезнования, сопереживания. Совместно с тем для девченок важнее, как они смотрятся, что о их задумываются другие, они чувствительнее к критике и издевкам, относящимся к их наружности. Девочка-подросток, к примеру, может расслабленно отнестись к тому, что ее посчитают «глупой», но будет глубоко уязвлена, если ее назовут «уродкой». У мальчишек и девченок обычно различается и оценка собственных психологических свойств. Мальчишки склонны считать себя храбрыми, сильными, энергичными, девченки более самокритичны и часто не смущяются собственной беспомощности. В старшем подростковом возрасте направленность личности становится все более дифференцированной: одни дети верно нацелены на деятельность и стремительно выбирают для себя цель в жизни, другие витают в мире мистических фантазий, третьи пассивно плывут по течению и живут только «сегодняшним днем». Принципиальной и трудной неувязкой подросткового возраста, имеющей как психический, так и соц нюансы, является неувязка отношений подростков и взрослых. Сначала это касается отношений с родителями и учителями. Анализируя мир собственных переживаний, оценивая свое поведение, ребенок повсевременно ассоциирует их с переживаниями и поведением взрослых. Ну и сам мир воспроизводится ребенком через посредство взрослых людей. Преемственность поколений всегда предугадывает два мира — мир взрослых и мир малышей. Отношения этих миров неравноправны, да и взрослые, и малыши считают их полностью естественными. У ребенка эта естественность отношений вызывает сомнения, которые все более растут по мере взросления. Самым основным новообразованием подросткового возраста является многогранное и противоречивое чувство взрослости. Считая себя взрослым, ребенок протестует против мелочной опеки, контроля, безоговорочного повиновения, несправедливого, с его точки зрения, наказания. Формой протеста может быть неповиновение, грубость, упрямство, замкнутость и т. п. Эти реакции эмансипации бывают в особенности выраженными, когда взрослые, видя в ребенке малыша, «несмышленыша », стопроцентно игнорируют его желания, интересы и инициативу. Очень нередко меж детьми и взрослыми появляются разногласия в художественных вкусах, во взорах на моду, формы проведения досуга. В этих вопросах молодежь всегда опережает старших, заставляя их в конечном итоге адаптироваться к веяниям времени. Пореже предметом разногласий служат вопросы, касающиеся потребительских ориентации, миропонимания и политических взглядов. Дискуссии на данную тему изредка завершаются миром, и причина разногласий заключается не только лишь в незрелости и безапелляционности подростков, но в значимой мере и в психологии взрослых, не желающих замечать конфигураций внутреннего мира ребенка. Сложность отношений ребенка и взрослого заключается к тому же в том, что, с одной стороны, ребенок стремится к самостоятельности, протестует против опеки и недоверия, а с другой — сталкиваясь с новыми актуальными трудностями, испытывает тревогу и опаски, ожидает от взрослого помощи и поддержки, но не всегда желает открыто признаваться в этом. Очень принципиальным фактором, влияющим на формирование личности ребенка, является его общение со сверстниками. Такая потребность появляется уже в 4-5 лет и добивается апогея в подростковом возрасте. По воззрению М. Шовена (Chauvin, 1963) и др., «общество сверстников» — это специфичная форма взаимодействия и коммуникации малышей и подростков, которая была и существует не только лишь во всех человечьих обществах, да и у многих животных. Общаясь со сверстниками, ребенок получает нужные познания о жизни которые по тем либо другим причинам ему не могут дать взрослые (к примеру, информацию о взаимоотношении полов). Группа сверстников производит у ребенка способности общественного взаимодействия. Только тут он может выступить в качестве ведомого и ведущего, командира и подчиненного, виноватого и судьи учителя и ученика и т. д. Для ребенка очень принципиально, что о нем молвят и задумываются сверстники. Принадлежность к компании увеличивает уверенность внутри себя и дает дополнительные способности для самоутверждения. Ориентируясь на сверстников и подражая им ребенок воспитывает внутри себя те свойства, которые в особенности ценятся товарищами. Происходит типичная «переоценка ценностей», складывается новенькая иерархия морально-этических требований. При всем этом нормы и аспекты, принятые в кругу сверстников, часто становятся психологически более важными, чем те, которые есть у взрослых. Условно выделяют организованные, формальные (школьный класс, молодежный лагерь, спортивная секция и т. п.), и неформальные, стихийно образующиеся группы-коллективы. Воздействие организованного коллектива на формирование личности ребенка исследовалось многими создателями и исследовано довольно много (Новикова Л. И., 1973; Петровский А. В., Шпалинский В. В., 1978, и др.). Если в младших классах более весомый аспект «ценности» сверстника — успеваемость, школьные отметки, то с течением времени межличностные дела более дифференцируются, а аспекты социометрического статуса усложняются. Более резкой становится разница в положении «признанных» и «отвергнутых». В свою очередь положение ребенка в коллективе оказывает влияние на его поведение. И. С. Кон (1979), ссылаясь на исследования М. А. Алемаскина, Г. Г. Бочкаревой, подчеркивает, что неблагоприятное положение в потрясающем коллективе — одна из главных обстоятельств формирования «трудных» подростков. Такие дети обычно заблаговременно оставляют школу и почаще сверстников попадают под дурное воздействие вне школы. При обследовании несовершеннолетних правонарушителей оказалось, что 90 % из их были в школах «изолированными», практически все были недовольны своим положением в классе, более 50 % относились к одноклассникам индифферентно либо воинственно. Наименее исследовано воздействие на формирование психики и поведение ребенка так именуемых стихийных (неформальных) групп, которые обхватывают приблизительно 80—85 % подростков. Численность таких групп — 5—15 человек. Состав их обычно смешанный и по возрасту, и по социальной принадлежности. Очень нередко уровень организованности неформальной группы не уступает уровню организованности потрясающего коллектива, а время от времени и превосходит его. Вожаком таковой группы обычно бывает ребенок, владеющий реальным авторитетом и чьи психические лидерские свойства совпадают с его официальным статусом. Неформальные группы сначала удовлетворяют потребность подростков в свободном общении, которая в этом возрасте очень велика. Свободное общение подростков — это не просто форма проведения досуга, а сначала средство самовыражения личности, установления новых межличностных отношении- В младшем подростковом возрасте неформальные группы обычно бывают однополыми, а в среднем и старшем — носят смешанный нрав. По собственной функции неформальные группы плотно сплетены с подростковой подкультурой, включаю щей в себя такие составляющие, как своеобразие, другие, чем у взрослых, методы общения и манеры поведения, обостренное чувство групповой общности и солидарности, специфичное понятие о вкусах, моде, наружном виде, языке и т. д. Ребенок, с одной стороны, всегда желает быть необычным, «современным », с другой — он раб штампов и эталонов. Так, типичный внешний облик, следование моде в старшем подростковом возрасте являются сразу средством самовыражения, принадлежности (смотреться «своим»), идентификации (смотреться «как все») и средством приобретения авторитета в собственной среде. То же можно сказать относительно подросткового словотворчества (молодежное арго). Взрослыми оно воспринимается как коверканье языка, но молодежный жар- гон делает и принципиальные коммуникативные функции, служит средством отличия «своих» от «посторонних», барьером для взрослых на пути к проникновению во внутренний мир и групповые интересы подростков. Взрослым в большинстве случаев бывает тяжело осознать, почему умственно развитые дети присваивают такое огромное значение фирменным брюкам, длинноватым волосам, сознательно коверкают язык и т. п. Дело здесь не только лишь в различных вкусах отцов и малышей. Главное в том, что дети желают отличаться от старших. В фирменных джинсах и специфичной прическе они лицезреют знак собственной особенности. Необходимо подчеркнуть, что и у взрослых также часто выражено желание привлечь к для себя внимание, но у их для этого еще больше способностей, к примеру публичное положение, проф заслуги, в последнем случае — впечатляющий кабинет, престижный автомобиль, коттедж. Произнесенное не значит, что взрослые должны приветствовать любые чудачества и безвкусицу подростков, но воспрещать их само мало наивно. То же касается и попыток не разрешать детям объединяться в компании, изолировать их от сверстников, «дурного» воздействия улицы. Тут необходимы более конструктивные меры, основанные на познаниях подростковой психологии. Опыт указывает, что эффективнее, а как следует, и целесообразнее не административное гонение на еще одну моду, а создание новых моделей, соответственных вкусам молодежи; не воспрещение неформальных подростковых групп, а разумное перевоплощение их в организованные коллективы (кружки, клубы, наставничество). Принципиальной формой межличностных отношений подростков является дружба, которая отличается высочайшей степенью избирательности, стойкости и интимности. Психическая ценность дружбы в подростковом возрасте, по узкому замечанию И. С. Кона, состоит в том, что она сразу служит и школой самораскрытия, и школой осознания другого человека. У девченок дружба обычно появляется на 2-3 года ранее и бывает более чувственной и избирательной, чем у мальчишек. Мальчишки младшего и среднего подросткового возраста почаще выбирают друзей посреди сверстников собственного пола, Девченки же начинают ранее тяготеть к мальчишкам, при этом более старшего воз- раста. Потребность в психической близости с годами возрастает и добивается апогея в молодости. Часто дружба, зародившаяся в подростковом возрасте, Несколько видоизменяясь, сохраняется на долгие и длительные годы. Смешанная, разнополая Дружба значительно отличается от однополой и часто бывает проявлением зарождающейся любви. Что такое любовь? Каковы ее соотношения с дружбой? На эти нескончаемые вопросы никто еще не отдал исчерпающего ответа. Но, непременно, эти красивые чувства играют только важную роль в формировании личности человека в протяжении всей его жизни. В психологии есть понятие о любви как о гармоническом сочетании половой потребности и психической близости. У взрослого любящего человека чувство физического удовольствия при половой близости и потребность в психической интимности обычно соединяются воедино. У ребенка эти потребности и чувства разобщены, что откладывает отпечаток на его психологию и поведение. Понятие о «чистой» возвышенной любви в переходном возрасте очень нередко не совпадает с понятием о половой близости. Многие дети, в особенности девченки, отождествляют половую близость с кое-чем «грязным», «постыдным». В этом огромную роль играют сложившиеся традиции и пробелы в половом воспитании. Объекты «любви» и «секса» у ребенка в большинстве случаев не совпадают, отсюда, с одной стороны, облегченное отношение к половой близости, а с другой — десек- суализация всего, что касается «настоящей» любви и вида безупречной любимой (либо возлюбленного). Созревание интенсивно оказывает влияние на формирование личности и поведение ребенка. Поначалу мальчугана (либо девченку) тревожут сроки возникновения вторичных половых признаков. Сознание того, что «у меня не так, как у всех», очень нередко сопровождается чувством волнения, чувственной напряженности. С годами более животрепещущими становятся аспекты «маскулинности» (для мальчишек) и «фемининности» (для девченок). В особенности трудно обстоит дело с «маскулинностью». Если у девченок быть слабенькой и «женственной» считается престижным, то феминизированный изнеженный мальчишка вызывает у сверстников осуждение. Потому дети, воспитывающиеся без отца и в коллективах, где нет парней (детские сады, школы), тяготеют к спортивным секциям и неформальным подростковым группам. Конкретно эти группы-коллективы в большинстве случаев помогают мальчугану утвердиться в мужской роли. Завышенные аспекты «маскулинности» часто компенсируются детьми подчеркнутой злостью, грубостью, делинквентностью и содействуют образованию неформальных асоциальных групп. В последние два-три десятилетия отмечается тенденция к либерализации половой морали и поболее преждевременному началу половой жизни посреди подростков. К этому предрасполагают преждевременное созревание, все нарастающая эмансипация подростков, также широкая доступность полупорнографической инфы по вопросам пола. Принципиальной особенностью процесса созревания в переходном возрасте является его «экспериментальный» нрав. Возникающая половая потребность «исследуется» ребенком, что сопровождается огромным числом транзиторньгх половых отклонений, близких по форме как к норме, так и к патологии (Василь- ченко, 1977; Личко А. Е., 1983; Исаев Д. Н., Каган В. Е., 1986). Следует также учесть тендерные психические нюансы созревания подростков. У девченок созревание происходит ранее, что во многом определяет их отношение к мальчикам-сверстникам. Совместно с тем эротические чувства у девченок возникают позднее и носят несколько другой нрав чем у мальчишек. Эротическому чувству у девочки-подростка нередко предшествует потребность в психической близости с мальчуганом, обычно старше ее по возрасту. У мальчишек созревание наступает позднее, но протекает более бурно. На определенной фазе созревания мальчишки отличаются гиперсексуальностью, которая, в свою очередь, сопровождается завышенной половой возбудимостью, ростом эротических интересов и фантазий. Стоит отметить, что чем ранее начинается созревание, тем паче бурно оно протекает и тем резвее завершается и, напротив, при позднем начале созревание затягивается и характеризуется более вялым течением (Васильченко, 1983). Подростковый возраст сложен к тому же тем, что конкретно в это время происходит становление миропонимания личности. Предпосылками к его формированию являются, во-1-х, приобретение определенной суммы познаний, актуальный опыт, во-2-х — способность к абстрактному мышлению, обобщению скопленных познаний и опыта. В старшем подростковом возрасте в особенности животрепещущим становится вопрос о смысле жизни, собственном месте в мире людей. При всем этом мировоззренческий поиск отличается последним максимализмом. Ребенку непременно нужен универсальный ответ, формула, которая разом бы растолковала ему и смысл собственного существования, и смысл существования населения земли в целом. Но зание главной актуальной цели, как правильно подчеркивает А. Н. Леонтьев (1975), — это непростой процесс, требующий высочайшей социальной и моральной зрелости. Тем более ребенок, в отличие от малыша, не желает и не может принимать на веру, как подабающее все, о чем ему молвят взрослые. Он начинает ассоциировать слова и поступки взрослых и, находя в их противоречия, производит собственное отношение к окружающему миру. Рефлексия, самоанализ, проявляющиеся в главном в поиске смысла собственного существования, сопровождаются переоценкой ценностей, конфигурацией отношений к установившимся «правилам» и авторитетам, склонностью к философствованию, «самокопанию» в чувствах и переживаниях. Трудность поиска ответа на вопрос о смысле жизни у ребенка сначала связана с определением и совмещением «ближней и далекой актуальной перспективы » (А. С. Макаренко), которые даются человеку нелегко, а время от времени процесс совмещения ближних и далеких перспектив затягивается на долгие и длительные годы. Некие люди в этом смысле остаются детьми всю жизнь. По образному выражению И. С. Кона, «вечная молодость — это нескончаемая весна, вечное цветение, но также и вечное бесплодие». Большая часть современной молодежи в соц отношении взрослеет очень медлительно. Точнее сказать, многие юные люди не торопятся становиться взрослыми и брать на себя их обязанности. «Трагедией позднего повзросления» именовал это явление Ю. Н. Давыдов (1983). Ст. Петрович (Petrovic St., 1986) гласит о социально «незрелой личности». Неувязка эта не нова, но в особенности животрепещущей она стала приблизительно четыре десятилетия тому вспять, когда на горизонте в первый раз замаячили длинноволосые, неухоженные, отрешенные от мира юноши- дети, именовавшие себя «битниками», позже появились «хиппи», «байкеры », «гамлеры», «панки», «металлисты» и др. Стараясь подвести какую-то теоретическую базу под делему «загадочной молодежи», одни социологи разъясняют это упрямое нежелание юных людей взрослеть психическим конфликтом отцов и малышей, истолкованным с позиций психоанализа (Taussieng et al., 1969) другие — конфликтом меж молодежью и обществом (Keniston, 1970), третьи — конфликтом последнего поколения с современной культурой и цивилизацией в целом (Alien, 1974). Статус взрослого человека дает определенные права (к примеру, право на половую жизнь, право распоряжаться вещественными ценностями, воплотить свои актуальные установки и т. д.), но сразу накладывает ряд обязательств и обязанностей, посреди которых на первом месте — обязанность трудиться и обязательство отвечать за себя и за свои поступки перед обществом. Главные корешки «трагедии позднего повзросления» заключаются в принципном нежелании «хиппизирующей» молодежи принимать на себя обязанности и обязательства взрослых. Но это не значит, что они сразу отрешаются от прав и приемуществ взрослых. Совершенно напротив, эта самая часть молодежи очень рано (еще в подростковом возрасте) экспроприирует у взрослых их права и привилегии, даже не задумываясь об их связи с надлежащими обязательствами и обязанностями. Формирование актуальных планов, предполагающее моральное и соц самоопределение, — соответствующая черта подросткового и юношеского возраста. В ранешном подростковом возрасте понятия «кем быть» и «каким быть» еще, как правило, не дифференцируются. Главное — быть неплохим человеком, героем, а вопрос, как это выполнить, еще не ставится. Для ребенка свойственна завы- шенность уровня притязаний, что в определенном смысле полезно, потому что провоцирует его к преодолению актуальных проблем. Но тот же завышенный уровень в других критериях может содействовать развитию эгоизма, вседозволенности, а часто — формированию асоциального поведения. Принципиальным моментом общественного самоопределения является выбор профессии. Проф ориентация — непростой и многоступенчатый процесс. Обычно выделяют несколько шагов проф самоопределения: 1-ый — детская игра; 2-ой — подростковая фантазия; 3-ий — подготовительный выбор, где разные виды профессии оцениваются уже не только лишь с точки зрения интересов ребенка, да и исходя из убеждений его возможностей и социальной значимости профессии; и, в конце концов, 4-ый шаг — практическое принятие решения, выбор определенной специальности. Поздний выбор профессии, так же как и очень ранешний, нежелателен. Как уже говорилось, задержка проф самоопределения обычно связана с общей социальной незрелостью, инфантильностью, что уводит ребенка в мир бесплодных хобби либо производит в его поведении иждивенческие, асоциальные тенденции. Ранешний выбор профессии нередко бывает случайным. В погоне за «престижной» специальностью ребенок часто уделяет свое внимание только на наружные, романтические ее стороны и не учитывает других, будничных и поболее тяжелых. Позднее это может привести к разочарованию в избранной профессии и смене ее. В этих случаях особо важную роль играет уровень информированности о будущей профессии. Часто вопрос «кем быть» ребенку приходится решать уже в 13-14 лет. Естественно, что в этом возрасте он не может знать особенностей каждой специальности, и при отсутствии подабающего уровня инфы выбор профессии, обычно, делается по чьей-то подсказке, «за компанию» с товарища ми и т. п. Случаем избранная, «неинтересная» профессия вызывает у ребенка чувство неудовлетворенности, чувственной напряженности либо, напротив, безразличие и скуку. В этих случаях образовавшийся «вакуум» часто заполняется различного рода «приключениями», пьянством, правонарушениями. Время от времени ребенку на первых порах кажется, что он избрал профессию некорректно. Обмысленный педагогический подход, наставничество, направленное формирование возможностей и интересов ребенка могут содействовать превращению профессии из «неинтересной» и постылой в увлекательную и возлюбленную. Неотъемлемой частью формирования миропонимания и публичной активности ребенка является становление морального сознания, спецефическим образом связанное с годами. Если ребенок в собственном поведении ориентируется в большей степени на внешнюю систему правил (можно — нельзя), то у ребенка ¦вырабатываются осознанные моральные рамки. Поведение малыша полностью находится в зависимости от наружных воздействий, ребенок же в собственных поступках все почаще ориентируется на внутренние убеждения, свою совесть. Психологи издавна направили внимание, что безапелляционность суждений и категоричность оценок у подростков уживаются с неизменными сомнениями и неуверенностью в корректности собственных поступков. Такое противоречие разъясняется, с одной стороны, психической, и сначала умственной, незрелостью, а с другой — поисками осознанных моральных рамок. Для малыша незрелость морального сознания — собственного рода защитная реакция, ограждающая его от внутренних колебаний. Дети, в отличие от малышей, (все почаще колеблются в корректности слов, понимают относительность имеющихся в мире взрослых «норм» поведения. Отсюда психическая потребность в «свержении» авторитетов, «разрушении» имеющихся правил и традиций. Формирование морального вида человека — очень непростой и многоступенчатый процесс, и подростковый возраст — один из более принципиальных его шагов.
(голосов:0)
Острый живот у детей
Это клинический синдром, развивающийся вследствие повреждения или острого заболевания органов брюшной полости и забрюшинного пространства, требующий
Закаливание ребенка
Лето является самым лучшим временем для того, чтобы начать закаливать ребенка. Ведь так приятно, когда ветерок ласкает кожу и ласково греет солнце. В
Кислородный коктейль в домашних условиях
Сегодня для того, чтобы полакомиться кислородным коктейлем не обязательно идти в кафе или больницу. Все стало гораздо проще. Теперь приготовить
Тонзиллит у ребенка. Лечение тонзиллита
Тонзиллит — это воспаление миндалин (гланд). Основная функция миндалин — защитная: они вырабатывают иммунные и биологически активные вещества,
Сердечно-сосудистые заболевания у детей
Сердечно-сосудистые заболевания — наиболее распространенные в настоящее время. Как свидетельствуют наблюдения врачей, многие болезни сердца и сосудов
Спаечная кишечная непроходимость у детей
Другой важной причиной, вызывающей непроходимость кишечника у детей, является спаечная болезнь. Сущность ее заключается в том, что между петлями
Доверять ли компьютерной диагностике?
Возможность «заглянуть в себя» стала делом доступным – компьютерную диагностику предлагают чуть ли не на каждом углу Стоимость услуги колеблется от
Осторожно... офис! Будущая мама на работе
Течение беременности зависит от многих факторов, поэтому очень важно знать, какие аспекты жизни будущей маме необходимо скорректировать с учетом ее
Восковая депиляция в домашних условиях
Восковая депиляция считается одним из самых доступных и долгосрочных средств удаления нежелательных волос. Однако для гарантии получения желательного
Приводим тело в норму после родов: убираем живот
Как с помощью упражнений сделать плоским и красивым живот после родов. Вернувшись из роддома домой, новоиспеченная мамочка с головой окунается в
Как разгрузить организм после майских праздников
Как же правильно разгрузить организм после потребления тяжелой для желудка пищи - шашлыков. Для большинства из нас майские праздники - все равно что
Макияж под очки
Времена, когда тебя дразнили "очкариком", далеко в прошлом. Большинство твоих знакомых парней наверняка подтвердят, что девушка в очках выглядит


Сайт для молодых мам © 2012 Все права защищены. Powered by AGYSYA


Яндекс.Метрика